Линии наска. Плато Наска. Загадочные линии Наска. Геоглифы Наска Перуанское плоскогорье на карте

В перуанской пустыне примерно в 300 км к югу от Лимы, между долинами Инка и Наска, расположена равнина. На ней, на участке протяженностью 60 км и шириной 1,5 км, можно увидеть совершенно прямые линии, многие из которых параллельны друг другу, а другие пересекаются, образуя грандиозные геометрические фигуры. Внутри и вокруг них просматриваются трапецеидальные зоны, странные символы и изображения птиц и зверей, выполненные в гигантском масштабе. Их можно увидеть только с высоты.

Рисунки на плато Наска (фото размещены далее в статье) разделяют на две категории: биоморфы и геоглифы. Первые составляют около 70 животных и растений, в число которых входит паук, колибри, обезьяна и пеликан длиной 300 м. Биоморфы сгруппированы на одном участке равнины. Некоторые археологи считают, что они были созданы в 200 г. до н. э. (примерно за 500 лет до геоглифов). На равнине около 800 линий и 300 геометрических фигур (в т. ч. треугольников, спиралей, кругов и трапеций). Их размеры довольно внушительные. Самая длинная прямая простирается на 15 км.

Координаты плато Наска - 14°43′00″ южной широты и 75°08′00″ западной долготы.

Открытие и значение

Рисунки плато Наска в Перу были обнаружены местным археологом Торибио Меджиа Хессепом еще в 1927 году во время восхождения на окружающие предгорья. Поскольку их сложно увидеть с поверхности земли, о них было практически ничего не известно до 1930-х годов, когда здесь была проведена аэроразведка источников воды. Равнина, пересеченная гигантскими линиями со множеством образованных прямоугольников, имеет поразительное сходство с современным аэропортом.

Швейцарский писатель Эрих фон Даникен даже предположил, что они были построены для удобства посадки кораблей древних космических пришельцев. Но, как бы ни была соблазнительной эта теория, плато Наска покрыто рыхлым каменистым грунтом, который не подходит для посадки ни самолета, ни летающей тарелки.

Астрономическая обсерватория?

Так как же появились эти загадочные линии? Американский исследователь Пол Косок, совершивший свой первый визит на плато Наска в 1940-х годах, предположил, что они имели астрономическое предназначение и что равнина действовала как гигантская обсерватория. Он назвал их «самой большой астрономической книгой в мире». Джеральд Хокинс, американский астроном, проверил эту теорию в 1968 году, заложив положение объектов на плато в компьютер и подсчитав, сколько из них совпадает с важными астрономическими событиями. Ученый показал, что количество линий, которые имеют астрономическое значение, примерно соответствует случайному совпадению. По этой причине данное предположение также является маловероятным.

За Коском последовала немка Мария Райхе, которая изучала глифы в течение 40 лет и упорно отстаивала свои теории об их астрономическом и календарном назначении. Она в одиночку боролась за сохранение плато Наска и даже жила в маленьком домике около пустыни, чтобы лично защищать изображения от безрассудных посетителей.

Объекты культа?

Одна из лучших теорий, объясняющая тайны рисунков на плато Наска, принадлежит английскому исследователю Тони Моррисону. Изучая старые народные обычаи жителей Анд, он обнаружил традицию проводить крестный ход по местам, связанным прямыми дорожками. Верующие ходят от одного места к другому, молясь и медитируя. Часто это просто небольшие груды камней. Моррисон предположил, что линии плато Наска схожи по назначению, но имеют более широкие масштабы. Символы, возможно, также служили специальными местами проведения религиозных церемоний.

Создание геоглифов требовало усилий всего сообщества в течение многих веков, что указывает на высокую значимость плато. Подобно пирамидам, гигантским статуям и другому монументальному искусству, рисунки Наска говорят о постоянстве. Они заявляют: мы здесь и мы не движемся. Это не кочевники, не охотники и не собиратели. Это сельскохозяйственное общество. Разумеется, донаучное, которое обращалось к магии и суевериям (т. е. религии) за помощью в выращивании посевов. Народ культуры Наска обладал знаниями об орошении, посадках, сборе и распределении урожая. Но погода была изменчивой. Все могло идти гладко в течение многих лет или даже столетий, а затем за одно поколение целые общины вынуждены были покидать страну из-за продолжительной засухи, наводнений, приливов, извержений вулканов, землетрясений, пожаров или чего-то еще.

Являлось ли плато местом поклонения? Было ли оно Меккой Наска, местом паломничества? Являлись ли изображения частью ритуалов, направленных на умиротворение богов, или просьбой о плодородии, о погоде или об источниках воды? То, что фигуры нельзя увидеть с земли, а только с неба, возможно, не имело большого значения для религиозных или магических целей. В любом случае изображения на плато Наска украшают керамику, найденную в соседних захоронениях, и по кладбищам видно, что индейцы были озабочены смертью. Мумифицированные останки разбросаны по всей пустыне. Было ли это место ритуалов, целью которых являлось бессмертие мертвых? Мы не знаем, но если эта тайна когда-либо будет выяснена, то это сделают серьезные ученые, а не псевдонаучные спекулянты, подтасовывающие данные, чтобы они соответствовали их внеземным измышлениям.

Кто это сделал?

Индейцы Наска были древней доисторической культурой, которая успешно использовала инженерные приемы для выведения подземных вод на поверхность с целью орошения посевов. Некоторые из теорий о целях геоглифов связывают их с потребностью в воде. Одно из крупнейших поселений, Кахуачи, является местом проведения церемоний, которое выходит на некоторые из линий. На нем размещены более 40 курганов, включая пирамиды, сделанные из глины.

Строительство линий

Как они были построены? Линии, по-видимому, были образованы благодаря тому, что с поверхности пустыни был убран 10-30-см слой красноватой, покрытой оксидом железа гальки, под которой находится песок белого цвета. В других климатических условиях ветер, дождь и эрозия стерли бы следы рисунков в течение нескольких лет. Однако на плато Наска линии сохранились, потому что это безветренное, сухое и изолированное место.

Древние воздухоплаватели?

Писатель Джим Вудман считает, что линии и фигуры не могли быть сделаны без руководства работами с воздуха, так как с уровня земли увидеть ничего нельзя. По его мнению, невозможно увидеть результат ниоткуда, кроме как сверху. Писатель не верит в то, что титанические усилия строителей могли быть реализованы без реальной возможности увидеть плоды их труда. Вудман предположил, что для осмотра места работ использовались древние воздушные шары. Чтобы доказать свою гипотезу, он построил летательный аппарат из материалов, которые могли быть доступны народу культуры Наска. Писатель совершил успешный полет, который длился всего 2 минуты. Однако большинство исследователей скептически относятся к выводам Вудмана, поскольку среди археологических находок нет доказательств в виде каких-либо конструкций или свидетельств о полетах на воздушных шарах.

Как были сделаны геоглифы?

Более вероятно, что народ культуры Наска использовал простые методы. Прямые можно без труда прокладывать на большие расстояния с помощью несложных инструментов. Двух деревянных шестов на концах отрезка достаточно для направления третьего. Один человек, находящийся на одной линии с первыми двумя шестами, может инструктировать второго о том, где следует разместить третий. Это можно повторять столько раз, сколько необходимо, чтобы провести почти идеальную прямую многокилометровой длины. Доказательством использования именно этого метода являются остатки шестов, найденные на концах некоторых линий.

Изображения на плато Наска, вероятно, были созданы делением небольшого эскиза фигуры на квадраты с последующим их переносом в полном масштабе. Поверхность пустыни была размечена сеткой, а затем работы велись в каждом отдельном квадрате по очереди.

Связь с водой?

Недавно исследователи Дэвид Джонсон и Стив Маби выдвинули теорию о том, что геоглифы могут быть связаны с водой. Плато Наска является одним из самых сухих мест на Земле - в среднем здесь выпадает 4 мм осадков в год. Джонсон, изучая источники воды в регионе, заметил, что древние акведуки «пукиос» связаны с некоторыми линиями. Он предположил, что фигуры представляют собой гигантскую карту подземных источников воды. Маби работает над сбором доказательств, которые могли бы подтвердить эту теорию.

Исследование снимков плато Наска со спутника позволило ученым Национального научного совета в Риме предположить, что у них появилась хорошая гипотеза происхождения таинственных линий, тоже связанная с самым драгоценным ресурсом в пустыне. По их мнению, индейцы умели использовать подземные источники воды для орошения и строить акведуки для ведения сельского хозяйства, таким образом превращая пустыню в сад. Фото плато Наска со спутника использовались для исследования необычных структур, найденных вблизи линий, - спиралевидных углублений, называемых «пукиос». Это позволило ученым заглянуть под поверхность земли, определить подземные каналы, связывающие эти объекты, и понять, что они являются частью разветвленной древней системы акведуков. По ним вода поступала в регион, где жили и занимались сельским хозяйством индейцы культуры Наска. Отчасти напор создавался благодаря спиралевидным углублениям, которые при ветре направляли воздушные потоки в подземные каналы. Это не противоречит тому, что рисунки рассматриваются как церемониальные и связываются с водой. Поскольку близлежащие структуры представляют собой часть сложной системы водоснабжения, ритуальные изображения могли обозначать местонахождение источника и выражать благодарность за него. По мнению исследователей, пукиос и геоглифы плато Наска имеют одно назначение, поскольку вода требовалась для выживания в условиях пустыни. А изображения были благодарностью богам за это.

Некоторые до сих пор не удовлетворены этим объяснением тайны плато Наска и считают рисунки посланиями, отправленными древним инопланетянам, или предполагают изобретение индейцами воздушных шаров для обзора своей работы. Но эти теории пытаются объяснить древнюю загадку с современной точки зрения. Если рисунки оценивать только по тому, что они видны с высоты, то все заканчивается попытками выяснить, как это было возможно. Но если понять отношение фигур на плато Наска к источникам воды, геоглифы начинают казаться не такими уж невозможными.

Другие ученые более скептичны, но признают, что в регионе, где поиск воды жизненно важен для выживания, вполне может быть какая-то связь между церемониальным назначением линий и водой. Йохан Рейнхард, антрополог Национального географического общества, обнаружил, что жители Боливии крестные ходы совершают от одного места к другому по прямым дорожкам, молясь и танцуя под дождем. Нечто подобное могло совершаться и с древними рисунками Наска.

Человеческие жертвоприношения

Недавно найденные останки без головы позволяют сделать предположение, что народ Наска во время религиозных церемоний совершал человеческие жертвоприношения. По словам исследовательницы из Техасского государственного университета, обезглавливание было частью ритуалов, целью которых было устранение страхов и призыв предков для обеспечения плодородия и сохранения рода. Отсечение головы Ла-Тизы, по-видимому, было частью ритуала, связанного с обеспечением хорошего урожая и продолжением жизни сообщества. Найденные останки - одно из 8 обезглавленных тел, обнаруженных в районе плато Наска. Рядом с останками был обнаружен керамический сосуд с изображением головы. На рисунке из головы растет дерево, на котором, в свою очередь, растут глаза. Это, по всей видимости, свидетельствует о том, что жертвоприношение являлось частью церемонии плодородия.

Что произошло с головами жертв? Известно, что индейцы культуры Наска собирали «трофейные головы». Они удаляли мозг и мягкие ткани из черепов, сшивали губы иголками кактуса и во лбу сверлили отверстие, чтобы сделать петлю из тканой веревки. Затем головы развешивали на веревках для обозрения. Первоначально они считались военными трофеями, отнятыми у далеких племен, но анализ ДНК показал, что головы отсекались у представителей культуры Наска, предположительно по религиозным мотивам.

Другие южноамериканские линии и фигуры

Видимые со спутника рисунки на плато Наска - не единственные геоглифы в Южной Америке. В 1400 км южнее находится самая большая человеческая фигура в мире, выложенная на склоне Одиночной горы в Чили. Гигант Атакама имеет 120 м в высоту и окружен линиями, напоминающими геоглифы Наска. Вдоль Тихоокеанского побережья в предгорьях Анд высечена фигура, напоминающая гигантский канделябр. Дальше на юг Сьерра-Пинтада (по-испански - «окрашенная гора») покрыта обширными картинами, в т. ч. спиралями, кругами, воинами и кондорами. Археологи полагают, что эти изображения, хорошо видимые с земли, служили ориентирами для инков-торговцев.

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных - расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию - помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки - это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние - рисунки животных - в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Рисунки Наска находятся на Плато Наска - одно из самых таинственных мест на Земле. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу , между городами Наска и Пальпа . Здесь вся территория в 500 кв.км. покрыта линиями и рисунками непонятного происхождения. Они ничего особенного не представляют, если смотреть на них, стоя рядом.

Карта рисунков Наска


В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о рисунках Наска. Из его слов: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь.»

О безьяна, рисунок Наска

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол Косок . Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

В 1994 г. Геоглифы Наска, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дерево и руки, рисунок Наска



Плато Наска занимает 60 километров и примерно 500 кв м его территории покрыто вязью странных линий, складывающихся в причудливые фигуры. Главная загадка Наски – геометрические фигуры в виде треугольников и более тридцати огромных рисунков животных, птиц, рыб, насекомых и людей необычного вида. Все изображения на поверхности Наски вырыты в песчаном грунте, глубина линий варьируется от 10 до 30 сантиметров, а ширина полос может достигать целых 100 метров. Линии рисунков тянутся на протяжении километров, при этом совершенно не меняясь под влиянием рельефа – линии поднимаются на холмы и спускаются с них оставаясь при этом почти идеально ровными и непрерывными. Кто и для чего создал эти рисунки – неведомые племена или пришельцы из космоса – на этот вопрос до сих пор нет ответа. На сегодняшний день существует множество гипотез, но ни одна из них не может быть разгадкой.

Собака, рисунок Наска

Кит, рисунок Наска

Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а цапля имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Идеально ровные линии и полосы уходят за горизонт, пересекая высохшие русла рек, взбираясь на холмы и при этом не отклоняясь от своего направления (хотя современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до 8 километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1 градуса). Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Колибри, рисунок Наска

Паук, рисунок Наска

Кондор, рисунок Наска

Цапля, рисунок Наска

Что более менее точно удалось установить ученым, так это возраст изображений. Основываясь на найденных здесь же керамических осколках и данных анализов органических остатков они установили, что в период между 350 г. до н.э. и 600 г. н.э здесь существовала цивилизация. Однако и эта теория не может быть точной, так как предметы цивилизации могли быть принесены сюда гораздо позже появления изображений. Одна из теорий гласит, что это произведения индейцев наска, населявших районы Перу до образования империи инков. Наска не оставили после себя ничего, кроме мест захоронений, поэтому неизвестно – была ли у них письменность и они ли это «разрисовали» пустыню.

«Астронавт», рисунок Наска


Линии Наски ставят перед историками немало вопросов — кто их создал, когда, зачем и каким образом. В самом деле, с земли многие геоглифы разглядеть невозможно, поэтому остаётся предполагать, что с помощью таких узоров древние обитатели долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое значение этих линий.

В южной части Перу расположено плато Наска, известное своей системой рисунков.

На плато нанесено большое количество изображений, самые известные из них – это ящерица, обезьяна, цветы, паук и различные геометрические линии.

Уникальность этих изображений в том, что они имеют колоссальные размеры.

Средний размер одной фигуры составляет около 50 метров.

Один из самых крупных объектов – ящерица – в длину достигает 188 метров.

С полной уверенностью их можно назвать одним из чудес света.

Рисунки, нанесенные на землю и достигающие размера больше четырех метров, имеют название геоглифы.

Мачу-Пикчу, затерянный город инков, и геоглифы ежегодно привлекают в Перу сотни туристов.

В общей сложности на плато Наска было обнаружено почти 800 геометрических фигур и около 30 полноценных рисунков.

История

Предположительно время возникновения рисунков связано с появлением в данной местности инков.

Из-за больших размеров рисунки недоступны обзору непосредственно с земли.

Первым их увидел американский археолог Пол Косок, когда кружил над плато на самолете.

Он обнаружил, что некоторые линии указывают на определенные фазы луни или созвездия.

Происхождение

До сих пор нет единого мнению по поводу предназначения этих рисунков.

Некоторые ученые утверждают, что рисунки представляют собой крупнейший звездный атлас, расположенный под открытым небом.

Выглядят рисунки как более светлые линии на фоне темного гравия. Для их создания потребовалось удалить верхние слои каменистой почвы.

Практически все рисунки символизируют каких-либо животных, значение же геометрических фигур до сих пор не разгадано.

Нет аргументированного ответа на вопрос, кем же были созданы эти гигантские изображения и с какой целью.

В 70-е годы ХХ века в пустыне Наска были обнаружены древние глиняные изделия, орнаментированные узорами с самого плато.

Кроме этого, ученые открыли деревянные сваи, вбитые в тех местах, где линии заканчиваются. Датируется посуда и сваи VI столетием нашей эры.

Историк Алан Сауэр обнаружил, что большая часть рисунков создана при помощи неразрывной не пересекающейся линии.

Еще одно предположение связано с тем, что некоторые из линий повторяют траекторию, по которым текут подземные реки с Анд к побережью Тихого океана.

Гипотез по поводу природы этих рисунков несколько. Так, самое смелое предположение присваивает авторство геоглифов внеземным цивилизациям.

Подтверждением является тот факт, что для создания настолько точных и масштабных фигур необходимы технологии, абсолютно недоступные американским индейцам.

Еще один факт, который наводит на внеземное происхождение изображений, – наличие рисунка, похожего на современного астронавта.

Так что одна из теорий утверждает, что плато Наска является древним космодромом для гостей из других галактик.

Также существует предположение, что рисунки и линии имели культовое значение. Это сомнительно, так как для минимального воздействия на чувства верующих эти рисунки должны быть видны.

В подтверждение культового предназначении геоглифов американец Джим Вудман предположил, что индейцы активно пользовались воздушными шарами и с их помощью регулировали создание изображений.

Как доехать

Если смотреть на карте мира, то Плато Наска расположено в 380 километрах на юго-восток от столицы Перу, города Лимы.
Координаты где находятся рисунки на Плато Наска:
14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы.
По дороге в загадочную пустыню можно будет насладиться видами живописного берега Тихого океана.


Проще всего в Наска добраться с пересадкой в городке Ика. Обычно дорога занимает чуть больше семи часов.

Из-за большого наплыва туристов лучше заранее обзавестись билетами – как минимум за двадцать четыре часа.

Очень часто терминалы, с которых можно отправиться в Наска, находятся на большом расстоянии от центра города.

В зависимости от транспортной компании стоимость одного билета варьируется от 24 до 51 доллара.

Удобнее всего отправляться в путешествие ночью либо поздним вечером, когда немного спадает жара.

Туристам, планирующим посетить загадочную пустыню, необходимо надеть удобную закрытую обувь и легкую одежду.

Лучше всего рисунки просматриваются в солнечные дни. Так, наиболее оптимальный сезон для экскурсий в Перу начинается в декабре и заканчивается в марте.

Температура воздуха в это время года редко опускается ниже +27°С. Незаменимой вещью на экскурсии является солнцезащитный крем и плотный головной убор.

Местные агентства предлагают экскурсионные туры на пассажирских самолетах. Это наилучшая возможность подробно рассмотреть все плато.

В солнечные дни видна большая часть рисунков, тем более что экскурсоводы выбирают маршруты, связанные с самыми популярными участками плато.

Такие экскурсии тоже лучше бронировать заранее из-за большого количества желающих.

Стоимость

Получасовая экскурсия с вылетом из города Наска обойдется путешественникам примерно в 150 долларов.

Если в распоряжении есть 350 долларов, можно заказать тур непосредственно из Лимы.

В эту сумму входит проезд до аэродрома Наска, просмотр документального фильма, непосредственно сам полет и обед в местном ресторанчике.

Этот вариант является наиболее выгодным, так как позволяет сэкономить драгоценное для путешественника время.

Самым бюджетным вариантом является посещение смотровой площадки, расположенной на шоссе Эль Мирадор. Стоимость билета составляет немногим меньше доллара.


Но из-за большого размера и расстояния между рисунками обозрению путешественника открываются только два из них.

С посещением плато Наска следует поторопиться: несмотря на то, что власти ведут борьбу за сохранение этих загадочных узоров, некоторые из них пересекаются колесами грузовиков и легковых автомобилей.

Например, при строительстве Панамериканского шоссе рабочие просто разрезали надвое 188-метровый рисунок, изображающий рептилию. Часть изображения безвозвратно утрачена.

Посетив Наска, можно в полной мере ощутить присутствие большой тайны, разгадка которой пока неподвластна человеку. Своими масштабами, качеством выполнения геоглифы сравнимы с египетскими пирамидами.

Кроме рисунков, Наска манит и другими достопримечательностями. Так, совсем рядом расположены руины крупнейшего древнего города Куачи, некрополь Чаучилья и акведуки Кантайок.

Видеополет над плато Наска

Понравилась статья?

Подписывайтесь на обновления сайта по RSS , или следите за обновлениями