Сообщение об известном архитектурном ансамбле. Ансамбль в архитектуре. До основания Кремля

1 Особенности эстетики массового жилища.

2 Требования, предъявляемые к архитектурно-планировочной структуре жилой территории.

3 Понятие об архитектурном ансамбле.

4 Ансамбль, как высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора.

5 Пространственная структура ансамбля.

Эстетика массового жилища обладает рядом присущих ей особенностей. В архитектуре жилища при решении художественных задач необходимо учитывать взаимодействие сложного комплекса факторов. К ним относятся: социальная необходимость, потребительские и эксплуатационные качества, природно-климатическая обусловленность, экономика, современная техника и технология производства. В полноценном объекте жилищного строительства каждый из этих факторов должен быть решен на самом высоком уровне современных знаний и требований. Прежде всего архитектура жилища – это повседневно окружающая человека среда, которая должна быть гармоничной, ненавязчивой, обеспечивающей психо-физиологический комфорт. Она должна как можно полнее учитывать природное окружение, быть адаптирована к региональным условиям, национально-бытовым традициям, а также сложившемуся масштабу и колориту города и увязана с сопутствующими ей массовыми общественными зданиями. Соблюдение этих требований – один из важнейших критериев оценки не только функциональных, но и эстетических достоинств застройки.

На основе упорядоченности градостроительных систем можно создать гармоничное, обладающее определенным уровнем эстетических качеств окружение. В современном градостроительстве архитектурно-художественный замысел подчиняет себе не отдельный объект – здание, а организованную систему из многих объектов, ансамбль .

Архитектурный ансамбль – эта система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Ансамбль – высшая цель, к которой направлена формообразующая деятельность архитектора. В создании архитектурных ансамблей архитектура и градостроительство соединяются воедино, градостроительство становится градостроительным искусством.

Наиболее важное, универсальное свойство ансамбля – единство художественно-образного выражения. Форма ансамбля должна обладать не только признаками единства, но и многообразием. Таким образом, основной принцип архитектурного ансамбля – многообразие в пределах единства.

Группы сооружений, которые закономерно организованы по функциональным, технико-конструктивным и формально-эстетическим признакам, но не обладают художественной образностью, называют комплексами. Комплекс может быть целесообразно сформирован, гармоничен, однако он не несет идейного содержания, воплощенного в художественном образе.


Разница между комплексом и ансамблем не в типе организации – в качестве. Так, множество жилых микрорайонов имеет хорошую функциональную организацию и определенный уровень эстетической ценности, но не обладает художественной образностью. Их относят к категории комплексов.

Ансамбль не только объединяет группу сооружений и организованных пространств, но и распространяет свое влияние вовне, за пределы своих физических границ.

Ансамбли, закономерно размещенные на территории, могут всю ее подчинить своему художественно-образному воздействию. Тогда крупная часть города или даже весь город начинают восприниматься как целостность, обладающая признаками ансамбля. Примером может служить историческое ядро Петербурга, включающее материковую часть между Невой и рекой Фонтанкой, восточную часть Васильевского острова, южную часть Петроградской стороны.

Архитектурные ансамбли существуют не изолированно; они всегда входят составной частью в обширную пространственную систему (городского района или города в целом) и существуют как части этой системы.

Пространственную структуру ансамбля, на основе которой складывается образ, определяет функция. Выделяют семы: линейную, развернутую вдоль главного направления движения людских масс; замкнутую, создающую обрамление для концентрации людей и деятельности, своего рода зал под открытым небом; открытую, при которой пространство как бы «обтекает» свободно стоящее посредине главное сооружение или группу построек. Кроме перечисленных архитектурный ансамбль может формироваться как система взаимосвязанных пространств, как бы «переливающихся» одно в другое.

Ансамбли, имеющие линейную пространственную структуру, приобрели значение для центров современных городов, которым присуща динамичность деятельности. Линии движения, вдоль которых распространяются различные функции, становятся основой структуры; такие ансамбли, как правило, создаются открытыми для дальнейшего роста, отвечающего увеличивающимся потребностям городского организма (пр. Красноярский рабочий г. Красноярска).

Главные свойства замкнутой пространственной структуры – отсутствие сквозных перспектив, целостность нерасчлененного главного пространства ансамбля, организация проездов по его сторонам. В современной практике мощные потоки транспорта делают затруднительным создание замкнутых структур. Застроенные по периметру площади иногда получаются настолько обширны, что уже не воспринимаются как замкнутые. Достичь замкнутости пространства возможно, если проезды вынесены вовне¸ и площадь сформирована как пешеходный остров, «омываемый» потоками транспорта. Подобный характер присущ для торговых и культурных центров в некоторых городах Западной Европы и США.

Третий тип структуры – открытый, при котором единое пространство «обтекает» свободно поставленные посреди него объемы. Основу эстетического эффекта замкнутых структур определяют соотношения пространства и ограничивающих его поверхностей, в открытых композициях, образованных свободно поставленными объемами, эстетический эффект определяется соотношениями объемов и их формой.

Системы взаимосвязанных пространств лежат обычно в основе композиции современных жилых комплексов. Каждая часть такого ансамбля воспринимается в зрительной связи с соседними, в единстве с ними. Однако вся система, как правило, не может быть воспринята с одной точки зрения. Представление о композиции в целом складывается постепенно, из последовательно накапливаемых впечатлений, возникающих при движении через комплекс. Связи между частями находят выражение в сквозных перспективах. Здания, ограничивающие пространство, воспринимаются в своей объемности. Организация формы должна подчиняться закономерностям восприятия пространства, объема и плоскости в их взаимодействии.

Немало строк посвятили Московскому Кремлю русские поэты. На многих полотнах известных художников изображен этот шедевр средневекового зодчества. Московский Кремль - это выдающийся архитектурный ансамбль в России. И именно о нем пойдет речь в данной статье.

Архитектурный ансамбль - это...

Слово "ансамбль" французского происхождения. Оно переводится как "единство, целостность, связанность".

Архитектурный ансамбль - это и общественных зданий, а также прочих сооружений (мостов, дорог, памятников, и тому подобное), которые составляют единую пространственную композицию. Его элементами могут быть не только дома и сооружения, но также и скульптуры, монументы, произведения искусства, скверы и сады. Восприятие того или иного ансамбля архитектуры во многом зависит от времени года, уровня освещенности. Наличие людей, а также интенсивность транспортного движения также имеют вес.

Важнейшей составляющей частью любого архитектурного ансамбля является окружающий его ландшафт. Здесь огромную роль играет прежде всего рельеф местности, а также наличие водоемов (рек, озер, водохранилищ).

Довольно часто композиционным центром архитектурного ансамбля выступает какой-либо памятник или обелиск. Среди таких примеров можно назвать в Ватикане или Круглую площадь в Полтаве. Почтить память выдающейся личности или же подчеркнуть историческую важность какого-либо события - вот основная цель, которую преследует такой архитектурный ансамбль. Фото такого комплекса вы можете видеть ниже (это площадь Святого Петра, Ватикан).

Виды архитектурных ансамблей

Одни архитектурные ансамбли создаются сразу и комплексно, по заранее подготовленному генеральному плану. Другие же складываются на протяжении десятков лет, постепенно дополняясь новыми зданиями и элементами. К слову, второй вариант встречается в мире гораздо чаще.

Существует несколько различных типов архитектурных ансамблей. Среди них:

  • ансамбли площадей;
  • крепостей;
  • проспектов;
  • дворцово-парковые;
  • усадебные;
  • монастырские ансамбли.

Московский Кремль - выдающийся архитектурный ансамбль Европы

Кремль в Москве - это крупнейшая крепость в Европе из числа тех, которые полностью сохранились до наших дней. Этот архитектурный ансамбль расположен в самом центре российской столицы, он является главным общественным и политическим комплексом города, а также неким сакральным символом для всей страны. Именно здесь находится главная резиденция президента Российской Федерации.

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве построен у места впадения речушки Неглинной в Москва-реку. Треугольная в плане крепость занимает площадь в 27,5 гектаров. С одной стороны Кремль граничит с Красной площадью, а с другой - с

В начале 90-х годов в пределах архитектурного комплекса была проведена масштабная реконструкция: в частности, тогда реставрировали здание Сената, а также несколько залов Большого В конце ХХ столетия были также отреставрированы крепостные стены и башни ансамбля.

Кстати, не все знают, что стены Московского Кремля не всегда были красными, как мы все привыкли их видеть. На протяжении XVIII-XIX веков, согласно сохранившимся картинам и описаниям, они имели белый цвет (вплоть до 1880 годов). Сегодня же стены Кремля время от времени подкрашивают красной краской.

Еще один интересный исторический факт о Кремле относится ко временам Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году был отдан приказ дорисовать на крепостных стенах окна, чтобы строение имело вид жилого объекта.

Краткая история архитектурного ансамбля

Оборонительные сооружения на месте современного Кремля существовали в Москве давно. Однако в древние времена они были деревянными, а потому очень страдали от пожаров. Поэтому в XIV веке было решено окружить стенами (из известняка).

Самый выдающийся архитектурный ансамбль в России сформировался в своем нынешнем виде в конце XV столетия. Первую башню построили здесь в 1485 году. В строительстве комплекса активно участвовали итальянские зодчие, тем не менее, внешний вид крепости выглядит весьма "по-русски".

Очень интересны огромные часы, размещенные на Фроловской башне. За всю историю их меняли четыре раза. Те же, что показывают время сегодня, были установлены в 1852 году. из которые украшают кремлевские башни, были установлены в 1937 году.

Московский Кремль сильно пострадал во время Гражданской войны 1917 года. В частности, были повреждены несколько башен комплекса, а также все его храмы. А вот во Вторую мировую войну Кремль уцелел. Благодаря грамотной маскировке, которую успели провести советские архитекторы, ансамбль не был подвержен бомбардировкам.

Стены, башни и храмы Кремля

Архитектурный ансамбль Кремля в Москве включает в себя 20 башен (три из них - круглые в плане, остальные - квадратные). Самая высокая из них - Троицкая, её высота составляет 79 метров. Все кремлевские башни построены в одном архитектурном стиле, кроме псевдоготической Никольской.

А также крепостные стены были построены на рубеже XIV-XV веков, а окончательно оформлены в XVII столетии. Общая длина всех стен ансамбля составляет более двух километров. Их толщина колеблется в пределах 3,5-6,5 метров, а высота составляет от 5 до 19 метров. Верхушки крепостных стен оформлены в виде зубцов, которые по форме напоминают хвосты ласточек (общее их количество - 1045). В них также сохранились щели-бойницы и амбразуры, напоминающие о главном предназначении этого сооружения.

На территории Московского Кремля расположено семь храмов и одна колокольня, пять дворцовых сооружений, а также два известных памятника - это Царь-пушка и Царь-колокол.

Заключение

Московский Кремль - неповторимый архитектурный ансамбль России, крупнейшая крепость во всей Европе. Для русских он является сакральным местом и символом государственности России. Для иностранных туристов это объект номер один, который они стремятся увидеть, приехав в Россию.

АНСАМБЛЬ

(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Архитектурный словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНСАМБЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНСАМБЛЬ в Словаре музыкальных терминов:
    группа исполнителей, выступающая как единый художественный …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от французского ensemble - совокупность, стройное целое) в архитектуре градостроительстве - гармоничное единство пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения …
  • АНСАМБЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. ensemble - совокупность стройное целое),..1) в сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей, выступающая …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ensemble) — обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность …
  • АНСАМБЛЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АНСАМБЛЬ
    (французское ensemble - совокупность, стройное целое), 1) взаимная согласованность, гармоничное сочетание частей, образующих какое-либо целое (например, архитектурный ансамбль). 2) В …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словарике:
    я, м. 1. Группа музыкантов, певцов, танцоров и т.п., выступающая вместе как единый коллектив. Вокально-инструментальный а.||Ср. КАПЕЛЛА I, ОРКЕСТР, …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое. Архитектурный а. 2. Исполнительский коллектив (певцов, …
  • АНСАМБЛЬ
    АНС́АМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ им. А.В. Александрова, армейский худ. коллектив, созд. в 1928 в Москве; с 1978 академич. …
  • АНСАМБЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНС́АМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА под рук. И.А. Моисеева, хореогр. коллектив, созд. в 1937 в Москве; с 1965 академич. Исполняет танцы народов …
  • АНСАМБЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНС́АМБЛЬ (франц. ensemble - совокупность, стройное целое), в сценич. иск-ве гармонич. сочетание всех компонентов спектакля, подчинённых единому замыслу. Группа исполнителей, …
  • АНСАМБЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (ensemble) ? обозначает в архитектуре главную массу здания, а иногда под А. разумеют отношение частей здания к целому или пропорциональность …
  • АНСАМБЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    анса"мбль, анса"мбли, анса"мбля, анса"мблей, анса"мблю, анса"мблям, анса"мбль, анса"мбли, анса"мблем, анса"мблями, анса"мбле, …
  • АНСАМБЛЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, м. 1) Согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей целого, а также само такое целое. Архитектурный ансамбль. Дворцовый ансамбль. Они …
  • АНСАМБЛЬ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. ensemble букв. вместе) 1) взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-л. целое, напр, архитектурный а.; 2) …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. ensemble букв. вместе] 1. взаимная согласованность, органическая взаимосвязь, стройное единство частей, образующих какое-л. целое, напр, архитектурный а.; 2. художественная …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • АНСАМБЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    банда, бит-ансамбль, виа, гамелан, децимет, джаз-ансамбль, джаз-рок-ансамбль, диксиленд, дуэт, капелла, квартет, квинтет, компарсас, миманс, нонет, октет, оркестр, поп-ансамбль, рок-ансамбль, сазандари, …
  • АНСАМБЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. б) Музыкальное произведение или его законченная …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    анс`амбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    ансамбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Орфографическом словаре:
    анс`амбль, …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    исполнительский коллектив (певцов, музыкантов и т.п.), а также состав исполнителей А. песни и пляски. ансамбль! согласованность, стройность частей единого …
  • АНСАМБЛЬ в Словаре Даля:
    муж. , франц. , худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная …
  • АНСАМБЛЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (франц. ensemble - совокупность, стройное целое),..1) в сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу…2) Группа исполнителей, выступающая …
  • АНСАМБЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение …
  • АНСАМБЛЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    ансамбль м. 1) а) Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. б) Музыкальное произведение или его …
  • АНСАМБЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АНСАМБЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. отт. Музыкальное произведение или его законченная часть, …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

Архитектурный ансамбль представляет собой гармоничное и целесообразное расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.

Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.

Слово » ансамбль» произошло от французского » ensemble», что в переводе означает » единство», » связность», » целостность». Таким образом, ансамбль в архитектуре подразумевает создание единой, целостной и гармоничной композиции.

Понятие ансамбля в архитектуре весьма емкое и многогранное, ведь для его успешного формирования зодчие должны учитывать множество факторов, среди которых можно назвать следующие:

  • Рельеф местности
  • Особенности ландшафта
  • Наличие природных водоемов

Некоторые архитектурные ансамбли создаются единовременно, то есть сразу формируется целостная композиция зданий, технический коммуникаций, инженерных сооружений и садово — паркового дизайна.

Однако большинство ансамблей в — это процесс длительного, многолетнего творчества многих зодчих, каждый из которых дополняет композицию таким образом, чтобы новые элементы гармонично сочетались со старыми постройками.

Такое понимание ансамбля проливает свет на ту исключительную роль, которую играет в его формировании время. Не случайно наиболее значительные архитектурные ансамбли прошлого создавались на протяжении многих десятилетий и даже столетий.

Формируется с конца XIII по конец XV века — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор ее облик практически не изменился.


Не менее знаменитая площадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение ее ансамбль получил в 1810 году. Время формирования ансамбля занимает 660 лет.


Площадь и собор Сан — Марко в Венеции

Ансамбль в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрел свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ним успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.


Центральный ансамбль Лувр — Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий, — 150 лет (с начала XVII по вторую половину XVIII века).


Даже при очень высоких темпах градостроительной активности ансамбль Дворцовой площади в Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет (1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых , как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.


Дворцовая площадь в Санкт — Петербурге

Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание к другому, продумывать элементы декора и особенности .

Зачастую важными составляющими архитектурной композиции выступают не только здания и элементы ландшафта, но и монументы, памятники или скульптурные группы. Ярким примером может служить Исакиевская площадь в Санкт — Петербурге , на которой был установлен памятник Николаю I.


Ансамбль Исакиевской площади в Санкт — Петербурге

На Сенатской площади в Санкт — Петербурге также установлен памятник русскому царю — реформатору Петру I. Он играет роль центрального элемента архитектурного ансамбля Сенатской площади , которая является одной из самых старых площадей северной столицы.


Сенатская площадь в Санкт — Петербурге

Поэтапное развитие ансамбля делает его объектом коллективного творчества нескольких архитекторов, каждый из которых вносит в него свое видение и собственную изюминку. Это обстоятельство помогает создавать удивительные по своей красоте архитектурные шедевры, которые остаются в веках в качестве эталонов творческой мысли, воплощенной в камне.


Типы архитектурных ансамблей

В теории архитектуры существует специальная система классификации типов архитектурных композиций, среди которых можно назвать следующие:

  • Ансамбль площади — примером могут служить композиции площадей, расположенных практически в каждом крупном городе. Однако самыми известными и выдающимися являются ансамбль Красной площади в Москве, Дворцовая площадь Санкт — Петербурга, площадь Святого Марка в Венеции, площадь Святого Петра в Риме и Староместская площадь в Праге .

  • Ансамбль крепости — укрепленные здания и фортификационные сооружения были известны человечеству с незапамятных времен. Однако до нас дошли самые яркие и гармоничные образцы — это Московский кремль, Пражский град и Альгамбра в Гранаде .
  • Дворцово — парковый ансамбль — это масштабный комплекс, включающий в себя несколько дворцов, беседок, множество элементов тщательно продуманного ландшафтного дизайна, водоемы, фонтаны и многие другие фрагменты целостной композиции. К самым красивым дворцово — парковым ансамблям можно отнести Петергоф в Санкт — Петербурге и Парижский Версаль .

  • Ансамбль усадьбы — это гармоничная композиция частной усадьбы, принадлежавшей знатным и состоятельным людям. Примером может служить усадьба Останкино и Архангельское .

Усадьба » Архангельское» (Красногорский район Московской области).
  • Ансамбль монастыря — на территории некоторых монастырей создавались целые композиции, выполняющие не только декоративную роль, но и имеющие функциональное назначение. Среди подобных монастырских ансамблей можно назвать монастырь Святой Екатерины (Синай) , Гегард и Киево — Печерскую лавру.

Ансамбль Красной площади

Формирование ансамбля Красной площади в Москве также происходило в несколько этапов. Самая древняя часть современного ансамбля — восточная стена Московского Кремля со Спасской, Боровицкой и небольшой безымянной башней между ними (потом она получила название Сенатской) была построена в 1491 — 1493 годах. Старые хроники сохранили для нас имена зодчих: Антон и Марко Фрязины, Пьетро Антонио Солари, Алоиз Фрязин — старший.


Ров, укрепленный низкой зубчатой стеной, отделяет Кремль от подступающей к нему почти вплотную застройки посада с древним торгом. После разрушительного пожара в конце XV века большая территория перед рвом выгорела, и ее не стали застраивать. Таким образом, между кремлевской стеной и торгом образовалось обширное пустое место, которое стали называть » Пожаром». Место для строительства будущей Красной площади расчищено, но ее еще пока не существует.

В 1535 — 1538 годах строится вторая линия московских укреплений — Китайгородская стена. Она начинается от угловой Арсенальной башни и идет примерно по линии фасада нынешнего здания Исторического музея.

В месте современного Исторического проезда в стене устраиваются Воскресенские (Иверские) ворота — это будущий главный вход на площадь со стороны города. К середине XVI века здесь группируются городские приказы — административные учреждения, которые обрамляют пустую территорию Пожара с севера.

С юга эта территория ограничена крутым подъемом холма со стороны реки, где неподалеку от Лобного места, построенного в 1534 году, стояла небольшая белокаменная церковь Троицы. Во времена военных походов Ивана Грозного (1552 — 1554 годы) в ознаменование побед возле церкви Троицы ставились памятные деревянные церкви.

К моменту присоединения Казанского и Астраханского ханств их было восемь. Таким образом, когда Иван Грозный в память о своих победах решил возвести грандиозный каменный храм, то место и форма будущей постройки были подсказаны самой жизнью. Девятистолпный каменный собор Покрова на Рву — — заменил девять церквей (Троицкую и восемь памятных).


Собор Покрова на Рву или храм Василия Блаженного

Со строительством собора был сделан первый основополагающий шаг в формировании ансамбля Красной площади. Храм — памятник стал символом торжества русского народа — своего рода гигантским алтарем у исторических стен Кремля. Многолюдные процессии, широкие народные молебствия и шествия, связанные с собором, предопределили священно — патриотический, общенародный характер будущей площади, которая с постройкой получила прекрасный южный фасад.

Высотная шатровая композиция, сурово — торжественный и вместе с тем праздничный характер сооружения во многом предопределили архитектурный облик ансамбля Красной площади. В это время к его создателям добавилось еще два архитектора — Постник и Барма.

Собор Покрова на рву дошел до нас с некоторыми изменениями. К девяти его столпам — церквям в XVI — XVII столетиях были пристроены еще две (по одной из них он получил свое второе название — храма Василия Блаженного) и колокольня. Однако эти пристройки не нарушили, а еще более подчеркнули объемный, пространственный характер композиции многоглавого собора.

В самом конце XVI века происходит еще одно важное событие — восточная граница площади очерчена построенными в 1596 — 1598 годах рядами одно- и двухэтажных каменных лавок. Регулярно распланированные ряды этих лавок образовали два квартала между улицами Никольской, Ильинской и Варваркой, получившие названия Верхних и Средних торговых рядов.

Нижние ряды спускались от Варварки в сторону Москвы — реки. В сторону кремлевской стены Верхние и Средние ряды выходили длинными корпусами с арочными галереями по фасадам, которые заворачивали по линиям поперечных улиц.

Впоследствии торговые ряды будут еще многократно перестраиваться, но очень многое сохранится от приема, найденного неизвестным зодчим, жившим почти 400 лет назад — это четкие границы торговых кварталов, регулярная планировка рядов, получившая отражение на фасаде, а также тема протяженных корпусов с арочными галереями.

Границы площади полностью определились, и больше уже не меняются, вплоть до нашего времени. Но самой площади, как таковой, еще не существует. Вдоль заполненного водой рва, идущего параллельно кремлевской стене, прямо посередине нынешней площади располагалось множество маленьких церквушек. Это так называемые » церкви на крови», которые ставили на месте казней по приказу Ивана Грозного.

Незамощенная площадь в поперечном направлении пересекается двумя мощенными улицами — одна выходит из Спасских ворот Кремля и разветвляется на Ильинку и Варварку. Другая — Никольская, берет свое начало у Никольских ворот и продолжается по трассе.

В 1625 году самая ближняя к храму Василия Блаженного башня Кремля — Спасская, получила уступчатую высотную надстройку с характерным шпилем. Это было выдающимся событием в истории русской архитектуры, потому что до тех пор не имели подобного конструктивного элемента.

Вскоре после этого в документах появилось и само название » «. Так обозначают пока лишь небольшую часть нынешней площади перед храмом Василия Блаженного, между Спасской башней и Лобным местом.

Появление названия вместе с надстройкой башни является символичным, потому что в нем заложен главный лейтмотив всего ансамбля. Остроконечные завершения Кремля начинают повторять уступчатый вертикальный силуэт храма Василия Блаженного. В исторических документах того периода в связи с постройкой башни упоминаются имена еще двух архитекторов — Бажена Огурцова и Кристофера Галовея.

В 1689 году Воскресенские ворота Китайгородской стены получают стройное завершение в виде двух шатров. Теперь и северный подход к площади отмечен характерными островерхими шпилями.

С момента перемещения столицы Российского государства Воскресенские ворота играют роль парадного въезда в Кремль — с этой стороны начинает движение царский кортеж во время коронаций и других официальных торжественных мероприятий.

В конце XVII века здесь сооружены монументальное здание Монетного двора и Главная аптека (ныне здесь расположен Исторический музей), определившие линии застройки современного Исторического проезда.

Несколько позднее здесь возводится второй корпус Монетного двора, а Главная аптека с изящным башенным завершением перестраивается для размещения в ней Московского университета. В связи с этим в работе над ансамблем Кремлевской площади принимал участие архитектор Д. В. Ухтомский.

Тем временем на площади сносят церкви на крови, освобождая все пространство от храма Василия Блаженного до Главной аптеки. Параллельное расположение торговых рядов и кремлевских укреплений, обращенность в сторону Спасской башни и храма, подчеркнутая парадным въездом с противоположного конца площади — все эти факторы четко фиксируют продольную ось площади в качестве основополагающего стержня будущего ансамбля.

В 1780 году высокое шатровое завершение получает Никольская башня, чем восстанавливается ожидаемая симметрия участка кремлевской стены, выходящей на площадь.

В 1776 — 1787 годах архитектор Матвей Казаков возводит в Кремле треугольное здание Сената. Одна из сторон этого треугольника лежит параллельно выходящей на Красную площадь стене Кремля, так что высокий купол главного круглого зала хорошо просматривается с площади как раз посередине между Спасской и Никольской башнями, непосредственно за малой безымянной башней, которая по этому поводу получила наименование Сенатской. Таким образом, зодчий предрешил характер будущего развития всего ансамбля.

В 1786 году начинается перестройка торговых рядов, которая продолжается вплоть до 1810 года. Автором этого проекта предположительно стал Джакомо Кваренги.

По новому плану двухэтажные аркады новых торговых рядов охватывают двумя скобками весь периметр площади между Никольской башней и Ильинкой, оставляя проезд вдоль продольной оси.

Так образуется две площади — большая в окружении торговых рядов, и малая — непосредственно перед Спасскими воротами и храмом Василия Блаженного. Архитектор Кваренги отказывается от поддержки намеченной Казаковым поперечной оси. Однако он оставляет прямо напротив Сенатской башни разрыв в здании новых торговых рядов, идущих вдоль кремлевского рва.

Теперь все пространство площади получает дробное, камерное решение. Были перекрыты дальние подходы к храму Василия Блаженного. Новые торговые ряды стоят на фоне кремлевских стен, отгораживая Кремль от города.

В пожаре 1812 года большая часть торговых рядов выгорела, а корпуса, построенные вдоль рва, были разрушены взрывами. Уже в 1813 году архитектор О. И. Бове, который руководил восстановительными работами, предлагает свой проект, который был реализован спустя четыре года.

В 1817 году по проекту Осипа Бове западная часть торговых рядов не подлежит восстановлению. Зодчий возвращает площади единство пространства, которое было достигнуто к концу XVII века, а затем снова утрачено.

Более того, архитектор доводит его до логического завершения путем уничтожения рва, отделявшего кремлевскую стену от площади. На его месте появляется узкий бульвар, шириной всего в два ряда деревьев, который подчеркивает утрату оборонного значения стены.

Таким образом древняя стена Кремля с башнями и куполом Сената окончательно получает главенствующую роль в ансамбле площади. Бове подчеркивает это умелой перестройкой старых торговых рядов. Верхние торговые ряды получают единый монументальный фасад.

Трехэтажный корпус воспроизводит мотив аркады в полукружиях окон верхнего этажа и имеет трехчастное построение. Мощный центральный портик с возвышающейся над ним куполом расположен прямо напротив Сенатской башни и купола Сената.

Перед центральным портиком устанавливается выразительный монумент Минину и Пожарскому . Тем самым зафиксирована поперечная ось площади, которая развернулась в сторону Кремля.

Архитектор Осип Бове окончательно определил размеры и композицию площади, ее пространственное раскрытие вдоль продольной оси, ориентированной на храм Василия Блаженного, и симметрично относительно поперечной оси, которая подчеркивает безусловное доминирование Кремля в ансамбле.

С той поры до наших дней еще многое изменится в архитектурном облике Красной площади. Будут полностью перестроены два из четырех ее фасадов — северный и восточный. На замысел Бове все же останется в основе всех последующих архитектурных изменений.

В конце XIX столетия в северном торце Красной площади на месте Главной аптеки архитектор В. О. Шервуд в 1847 -1883 годах строит масштабное здание Исторического музея. Снова началась перестройка торговых рядов.

На месте трехэтажных рядов Бове в 1894 году архитектор А. Н. Померанцев вместе с В. Г. Щуковым возводит новое здание Верхних торговых рядов — сейчас там находится ГУМ. Средние же торговые ряды чуть раньше были перестроены Р. И. Клейном.

Все три эти здания были возведены в эклектическом псевдорусском стиле. На нынешнем этапе этот факт служит основанием для негативной оценки этих зданий с позиции чистоты и целесообразности использования данной .

Мелко расчлененные фасады с многочисленными элементами декора выступают репликой на архитектурные особенности храма Василия Блаженного. Это позволило придать ансамблю площади большую целостность.

Роль Кремля как ведущего элемента всей композиции была еще более закреплена возведением островерхого здания Исторического музея. Это укрупнило решение северного фасада площади и поддержало общую симметрию ее ансамбля.

Таким образом, над созданием гармоничного и прекрасного в своей уникальности ансамбля Красной площади, каким мы видим его на сегодняшний день, работало не одно поколение зодчих.


Архитектурный ансамбль ― это здания, сооружения, а также прилегающая к ним территория, которые в своей взаимосвязи представляют единый функциональный объект с определенным художественным обликом. Ансамбль в архитектуре, также как любой строительный объект, создается архитектором.

Для более четкого представления данного понятия, можно привести примеры таких сооружения, параллельно классифицируя их. Так, существуют парковые ансамбли, городские, загородные, которые в свою очередь могут быть структурированы по своим размерам на большие, средние и малые. И, разумеется, в каждом из них, так или иначе обязательно будут присутствовать природные объекты, которые также являются частью ансамбля.

Все сооружения, кроме того, что могут быть соединены между собой физически, в ансамбле объединены еще и с помощью благоустройства прилегающей к ним территории, которая обустроена и организована так, чтобы не только повышать эстетическое восприятие строительной композиции, но и для исполнения определенных функций.

Художественный облик ансамбля в архитектуре ― немаловажная деталь, благодаря которой конкретный объект приобретает индивидуальные черты, которые не только узнаваемы, но порой являются причисленными к историческим памятникам, являя потомкам наследие предков определенных эпох.

Городские ансамбли

Их принято различать по видам, которые отличаются друг от друга по степени длительности возведения, которая к тому же укладывается, либо не укладывается в единый замысел. Например, ансамбль Русского музея в Санкт-Петербурге ― это городской ансамбль, который, во-первых, выдержан в едином архитектурном стиле, во-вторых, построен по единому замыслу, а в-третьих, был создан единовременно. В противовес ему в качестве другого вида архитектурной композиции можно привести в пример главный городской ансамбль столицы ― Красную площадь. Здания на ее территории сложно причислить к единому архитектурному стилю, строились они в разное время, разными людьми, а потому и замысел у всей композиции не единый.

Если обратить внимание на постройки в любом городе, можно найти оба эти вида городских архитектурных ансамбля.

Влияние на архитектурные композиции природных условий

Влияние, которое оказывает природа на городские постройки и на их совокупность, огромно. Только представьте, как меняется облик городской территории, если на ней расположен, например, водоем. Безусловно, архитектор ориентирует свое внимание на том, чтобы и выделить его в городском пейзаже, и дать возможность цивилизованно использовать такое соседство жителям окрестностей, устраивая, например, удобные для прогулки набережные.

А как влияет на архитектурный ансамбль рельеф местности, который порой не дает возможности подстроить себя под замысел архитектора, но взамен предлагает более уникальную возможность: подстроить идею о создании комплекса сооружений, подстроив их под свои изгибы, перепады и холмы.

Заметьте, что там, где в городском пейзаже отсутствуют природные объекты, их приходится даже искусственно создавать. Например, в отсутствие водоемов планируют и строят фонтаны, в отсутствие зеленых насаждений ― разбивают парки и скверы.