Туристско экскурсионные маршруты. Методика организации и проведения экскурсионного маршрута. Богатства древней земли: «кольца России»

Туристские маршруты относятся к линейным формам организации туризма. Туристский маршрут с расположенными в его рамках туристскими центрами можно определить как линейно-узловую форму организации туризма. Любые путешествия, поездки и туры проводят по заранее определенным маршрутам. Следовательно, туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

Маршрут определяется как путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы туристских маршрутов (рис. 7.3.).

Линейный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах. Это наиболее распространенная разновидность маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение определенного времени, совершая при этом однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

При этом следует рассмотреть одну особенность линейных маршрутов. Существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань» – классический пример линейного туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Саратов, а конечной Казань.

Однако здесь есть одно но. Предположим, что турист, добравшись до Казани, вернулся обратно в Саратов тем же теплоходом, посетив при этом тот же набор туристских центров, что и по пути из Саратова в Казань. В данном случае этот вариант следует также рассматривать как линейный туристский маршрут. Если же турист, добравшись до Казани на теплоходе, возвращается домой на поезде, то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.

Но кольцевым этот маршрут будет только в том случае, если туристское обслуживание продолжается во время всей поездки. Большая часть круизов предполагает обслуживание только в одну сторону. Вопрос возвращения домой решается туристом самостоятельно и за свой счет. В этом случае маршрут остается линейным.

1. Линейный тип туристского маршрута

2. Кольцевой тип туристского маршрута

3. Радиальный тип туристского маршрута

4. Комбинированный тип туристского маршрута

Рис. 7.3. Типы туристских маршрутов

Радиальный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Волгограда приехали в Санкт-Петербург и после трехдневного пребывания в городе, оставив за собой забронированные заранее места в гостинице, совершили несколько выездов в Новгород, Псков и Пушкинские Горы.

Основным условием реализации радиального маршрута является факт сохранения брони в гостинице того туристского центра, из которого совершаются выезды в другие туристские центры. Наличие ночевок в стационарных средствах размещения Пскова и Новгорода несколько усложняет задачу, сохраняя при этом радиальный характер перемещений.

Кольцевой маршрут путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. Классическим примером маршрутов подобного рода является маршрут тура «Золотое кольцо России», который проходит через следующие города: Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Кострома – Плес – Иваново – Москва.

Место прибытия в дестинацию может быть:

а) неизменным , когда туристы, прибывая в туристскую дестинацию, проходят только через 1-2 транзитных города. Такие города получили название «шлюзов». В России шлюзами являются Санкт-Петербург и Москва. Часто шлюзами являются города, в которых расположены крупные аэропорты или вокзалы – например, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лондон, Дублин и др.

б) отличным от места прибытия , когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города. К примеру, турист начинает тур по России из Москвы, прилетев в аэропорт Шереметьево, а заканчивает его, улетая домой из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Такие туры получили название кроссинг-туров .

Комбинированный маршрут путь следования, который содержит элементы двух или трех других типов маршрутов в той или иной комбинации. Например, можно совершить речной круиз по Волге с организацией трансферов автобусным транспортом в удаленные от основного русла Волги туристские центры, такие как Ростов, Владимир, Семенов, Елабуга, Иваново и др.

Туристские маршруты делятся по сезонности действияна: круглогодичные , то есть действующие в течение всего года и сезонные , функционирующие в течение какого-либо сезона. В отдельную группу выделим холидей-маршруты , привязанные к определенным праздничным дням. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня (уик-энд-туры).

Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.

Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.

Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.

Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.

В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.

Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).

Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.

Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.

Туристско-экскурсионный маршрут - это комплекс услуг, предоставляемых туристскими предприятиями гражданам (туристам). По мнению М.Б. Биржакова, "туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия". В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам, и они имеют определенную продолжительность и цель.

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута - место оказания туристу первой услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута - место оказания последней туристской услуги.

Классифицируются маршруты по различным признакам:

типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

По типам маршруты бывают:

  • * тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
  • * походные - маршруты с активными способами передвижения;
  • * физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.

По построению трассы:

* Линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходит в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем это наиболее распространенная разновидность туристического маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.

* Радиальные - с посещением одного пункта на трассе;

Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов Великий и Владимир.

* Кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

Кольцевой маршрут-путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур "Золотое кольцо России" (Москва - Сергиев Посад - Ростов Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).

При этом место прибытия в страну или местность может быть:

неизменным, когда туристы, прибывая в дистинацию, проходят только через один - два транзитных пункта - города (для России такими "шлюзами" считаются Москва и Санкт-Петербург)

* Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радикального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно совершить тур "Золотое кольцо России" в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов.

По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

По принадлежности транспорта:

  • * Туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм;
  • * Туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок;
  • * Туры на транспорте общего пользования - на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров;
  • * Специальные туры на личном транспорте туристов - для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта туристско-экскурсионные маршруты подразделяются:

  • * Теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные - более суток, экскурсионно-прогулочные -не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы - более суток, экскурсионно-прогулочные - не более суток;
  • * Авиационные туры: групповые - с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы - полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;
  • * Автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • * Железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах как базы размещения на данном маршруте;
  • * Комбинированные туры - путешествия с использованием двух и более видов транспорта.
  • * отдых на природе (морском побережье, в горах и т.д.)
  • * охота и рыбная ловля и т.д.
  • * посещение археологических раскопок, исторических памятников и других достопримечательностей.

Мир путешествий

27231

01.03.16 10:16

В последнее время мы стали так ленивы! Турагентства предлагают нам посетить самые престижные курорты мира: трансфер из аэропорта, личный гид, система «все включено», круглосуточный дворецкий – за деньги доступно многое. Но есть еще среди нас те, кто предпочитают сами составлять себе маршруты или воспользоваться «советами бывалых» и почувствовать себя настоящими путешественниками, отправившись в долгий поход. Туристические маршруты России – как традиционные, действовавшие еще в довоенном СССР, так и сравнительно новые – это настоящее приключение!

Проверено временем: Всесоюзные маршруты

Вот с тех, «пережитков советского прошлого» и начнем. Один из самых интересных из этих маршрутов России сокращен из-за трагедии, произошедшей в начале 1970-х годов (на леднике Фишт). Туристы начинают движение в Адыгее, финишируют – в Дагомысе, у Черного моря. 20-дневный «Всесоюзный маршрут №30» создавался еще в начале 1930-х. Пролегает он по знаменитому Кавказскому заповеднику. Вы минуете несколько климатических зон, вдыхаете чистый горный воздух, а пейзажи субтропиков запечатлеются в вашей памяти навсегда. Единственное неудобство (если вы, конечно, не боитесь походов в горах) – за каждые сутки пребывания в заповеднике придется внести плату.

Есть несколько вариантов прохождения «Всесоюзного маршрута №77». Он пролегает по Алтайским горам, реке Катунь (сплав по ней – весьма опасен) и Телецкому озеру – жемчужине этих мест. Туристы могут побывать в Денисовой пещере (она открыта не так давно) и своими глазами увидеть плато Укок, на котором была захоронена легендарная «Алтайская принцесса» (мумия девушки, обнаруженная в 1993-м году). Сразу предупреждаем: этот туристический маршрут России всегда считался самым сложным, поэтому многие предпочитают упрощенный пеший переход – от поселения Эдиган до озера Телецкого. И все равно на этом не очень длинном пути вам предстоит увидеть одну из самых красивых природных зон страны – Алтай великолепен!

Богатства древней земли: «кольца России»

«Золотое кольцо России» долго представлять не нужно – про него очень много говорилось и писалось. Места остановок – древние города, в которых есть множество храмов, центров ремесел, музеев, памятников культуры. Вы пересечете границы нескольких областей («Золотое кольцо» «обнимает» Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Костромскую, Тверскую и Ярославскую области). Каждая остановка – это восхищение и восторг. Но даже если вы не фанат старинного зодчества, местные археологи могут показать вам много любопытного. Например, печально известный «Владимирский централ» тоже находился на территории «Кольца». Историки покажут вам тропки, по которым бежали из застенков заключенные. Может даже вам повезет найти клад!

Кроме Золотого существует и «Серебряное кольцо России», пролегающее по землям, которые в древности входили в Новгородскую Русь, богатейшее княжество – ныне это земли вокруг Санкт-Петербурга. Маршрут начинается в Великом Новгороде, завершается в Тихвине. Вы увидите не только Псков, Печоры (пушкинские места с интересными монастырями), но и «прозападные» Выборг, Кингисепп и Ивангород, стоящий на эстонской границе. В окрестностях Питера финские, а потом и немецкие войска прятали похищенное из богатейших старинных храмов и монастырей. Так что кладоискателей и здесь хватает.

Вы романтик и любите поэзию? Вам обязательно понравится маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья», открытый 45 лет тому назад. Вы посетите многие населенные пункты – здешние усадьбы, гостиницы, бывшие кузницы и путевые дворцы еще помнят великого классика. Александр Сергеевич бывал в Тверской губернии часто – наезжал к знакомым в период с 1811-го года до самой своей гибели. Вы почувствуете себя персонажем произведений поэта, отведаете вкуснейшие шанежки, наберете водички в целебных источниках, побываете не только в помещичьих домах, но и в двух музеях поэта (в Торжке и Бернове). Длина маршрута приблизительно 250 км – не очень утомительно!

Легендарный путь из варяг в греки

Маршрут «Голубая дорога» – единственный в нашем рейтинге самых интересных маршрутов России, который «забредает» за границу, а вернее, там и начинается (на норвежском побережье, в Му-и-Ране), продолжается в Швеции и Финляндии. Зато финиширует – у нас в Карелии. Почему маршрут получил такое название? Просто его две тысячи километров, в основном, приходятся на берега озер и рек. Это тот самый путь «из варяг в греки», столь популярный у наших далеких предков. Бывший торговый «тракт», аныне очень популярный маршрут пересекает почти всю Карелию (от границы с Финляндией до Архангельской области). Это очень красивые заповедные места!

Самый новый маршрут: девственная природа Байкала

В отличие от других интересных туристических маршрутов России этот, «Большая Байкальская тропа», – еще рождается. Но уже открыто несколько небольших экологических «троп». Когда же все будет завершено, общая протяженность пути составит около 1800 км. По задумкам, маршрут пройдет по территориям трех национальных парков и трех заповедников. Мысль разработать такую «тропу» родилась в 1970-е годы, но прошло почти тридцать лет, прежде чем энтузиасты начали ее осуществлять. Посетите этот удивительный мир – Байкал в каких-то особых комплиментах и рекламе не нуждается. Фауна и флора и самого озера, и его берегов во многом эндемична и просто удивительна. Что особенно подкупает – рядом с маршрутом нет фабрик и заводов, санаториев или домов отдыха, это девственный край, не изуродованный цивилизацией.

На границе Европы и Азии

Вы закаленный походами турист? Тогда вас не испугает многодневный маршрут «Большое Уральское кольцо», который проходит по населенным пунктам Свердловской области и Пермского края, включая саму Пермь, Екатеринбург, Нижний Тагил, Соликамск. Дорога лежит через средний Урал. Но рисковые путешественники пользуются случаем и обязательно заворачивают в сторону Миасса, ведь в его окрестностях находится уникальный памятник природы, озеро Тургояк, одно из крупнейших пресноводных водоемов в стране. Его не зря называют «Жемчужиной Урала»: кристально чистая вода может посоперничать с Байкалом. Именно в этих краях вдохновлялся Петр Бажов, чтобы позже написать свои чудесные сказы (до сих пор тут существует несколько шахт по добыче полудрагоценных камней). Именно эти земли когда-то покорял Ермак. И именно здесь находится памятный знак «Граница Европы и Азии». Встаньте на него и загадайте желание!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятий обоснования туристских экскурсионных маршрутов. Выделение основных проблем организации индустрии отдыха и туризма Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка оригинального туристического маршрута на примере одного из районов г. Москвы.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2015

    Анализ рынка экскурсионных услуг в г. Екатеринбург. Характеристика наиболее популярных экскурсионных маршрутов в г. Екатеринбург и в Свердловской области. Изучение экскурсионных маршрутов по г. Екатеринбургу, которые предлагает музей "Ельцин-центр".

    отчет по практике , добавлен 02.05.2017

    Перспективы туристско-рекреационной зоны "Серебряное кольцо России" в развитии культурного туризма и тематических экскурсионных маршрутов по объектам наследия Юнеско. Проект культурно-познавательного тура-круиза, оценка его экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2012

    Теоретические основы проектирования туристического продукта. Разработка туристско-экскурсионного маршрута "Пенза-Радищево": расчет стоимости, разработка программы обслуживания. Предложения по увеличению числа предлагаемых услуг музеем-усадьбой Радищева.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Организационно-технологическая характеристика туристического предприятия ООО "А Стиль". Анализ клиентуры фирмы, описание направлений деятельности и оценка услуг туристического агентства. Экономические показатели и совершенствование деятельности турфирмы.

    отчет по практике , добавлен 10.02.2014

    Пути создания туристического агентства "Relax". Характеристика, планируемый объем и структура предоставляемых услуг. Анализ украинского туристического рынка. Разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана инвестиционного проекта.

    бизнес-план , добавлен 08.09.2010

    Анализ туристско-рекреационных ресурсов Крыма. Разработка, SWOT-анализ и экономический расчет стоимости экскурсионного тура "Крым – перекресток цивилизаций". Должностные обязанности гида туристской группы. Требования безопасности экскурсионных услуг.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2015

Основные принципы организации экскурсионных туристских маршрутов следующие: привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.

Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть, услышать или чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой, рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим. Поэтому особое внимание при организации туристических маршрутов нужно уделять особое внимание тематическим экскурсиям.

Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.

Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее. Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени больше узнать, обогатить себя знанием многих культур, интересных достопримечательностей, побудить желание к дальнейшим увлекательным путешествиям.

Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Так, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов и экскурсий по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.

Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности определяется изменчивостью погодно-климатических условий, непостоянством состава туристов, пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах).

Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых кроме экскурсий будут созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение. Туристы могут проживать в отеле, отдельных домиках, небольших гостиницах, пансионатах, в трейлерах, частных домах. В сельской местности для туристов могут быть предложены мотели и кемпинги. Рестораны, другие места питания могут быть как в помещении, так и к открытом воздухе, большими и малыми, простыми и элегантными. Самое главное, чтобы пища была с хорошими вкусовыми качествами даже при простом меню.

Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту (Основы …, 2002).

Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.

По типам маршруты бывают :

  • - тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
  • - походные - маршруты с активными способами передвижения;
  • - физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • - комбинированные - маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются:

  • - круглогодичные (внесезонные);
  • - сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).

По построению трассы маршруты подразделяются на:

  • - линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
  • - радиальные - (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте;
  • - кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По продолжительности маршруты бывают:

  • - многодневными (14-30 дней);
  • - несколько дней (1-3 дня) - маршруты выходного дня;
  • - несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

  • - собственный транспорт туристской фирмы;
  • - арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
  • - личный транспорт туристов.

По способам передвижения на маршруте:

  • - автобусные;
  • - теплоходные (морские, речные);
  • - авиационные;
  • - железнодорожные;
  • - комбинированные.

Упрощенная классификация туристских маршрутов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Классификация туристских маршрутов

Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев.

Организация и проведение туристского маршрута различных видов и типов включает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный (рис. 4).

Рисунок 4 - Этапы выполнения туристского маршруты

Выполнению туристского маршрута предшествует весьма серьезная подготовка руководителя туристской группы. На подготовительном этапе он, прежде всего, внимательно изучает туристский маршрут, программу путешествия и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута.

Программа каждого туристского маршрута должна соответствовать цели путешествия и содержать план мероприятий, реализуемых для удовлетворения специализированных или конкретных запросов и интересов туристов (Кабушкин, 1999).

Организация и проведение туристского маршрута обязательно отражаются в маршрутной документации. В ней можно выделить следующие группы документов.

  • 1. Технологические документы на маршрут, поход, экскурсию.
  • 2. Документы на реализацию туристского маршрута.
  • 3. Документы на обслуживание группы туристов на маршруте.
  • 4. Отчетные документы.

Документальной основой туристского путешествия являются:

  • - технологическая карта туристского путешествия;
  • - информационный листок к туристской путевке с описанием путешествия.

При организации экскурсии заполняются:

  • - технологическая карта экскурсии;
  • - контрольный пакет экскурсии;
  • - материалы "Портфеля экскурсовода";
  • - схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

Методика проведения экскурсионного туристского маршрута - это совокупность приемов, составляющих основу работы руководителя маршрута (туристской группы) во время проведения туристского путешествия. Методика проведения туристского маршрута состоит из двух частей:

  • - словесной методики,
  • - практической методики (рис. 5).

Словесная методика предполагает использование руководителем туристской группы приемов устного изложения путевой информации на маршруте, проведение вступительной и заключительной бесед с туристами.

Путевая информация - важная часть работы руководителя с туристами на маршруте. Материалы для путевой информации должны быть подготовлены работниками туристской фирмы задолго до начала работы маршрута, хорошо изучены руководителем туристской группы, обновлены или дополнены в случае необходимости. Для этого руководитель должен хорошо знать маршрут, историю и достопримечательности страны, края, области, района или города, по которым проходит маршрут, объекты показа, встречающиеся в пути.


Рисунок 5 - Методическая схема проведения туристского маршрута

На маршруте руководитель использует следующие методические приемы путевой информации:

Объявление - прием информации, который используется руководителем наиболее часто на маршруте. Объявления делаются при предварительном сборе группы, например о времени отправления поезда, во время путешествия - о местах остановок транспорта, времени и месте работы различных служб, питании туристов.

Разъяснение - прием информации, с помощью которого акцентируется внимание туристов на особенностях объекта, события, явления, деятельности людей. Прием разъяснения следует применять при поездках детей, в случаях, когда меняется расписание транспорта и т.д.

Сообщение - прием информации, с помощью которого происходит выяснение существенных сторон явлений, процессов, событий, связанных с маршрутом. Так, руководитель туристской группы, используя этот прием, сообщает туристам о программе обслуживания, интересных исторических фактах, особенностях обслуживания туристов в стране пребывания.

Справка - прием информации, с помощью которого происходит сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях и фактах, связанных с темой, содержанием маршрута. Это может быть справка о не запланированных маршрутом экскурсиях, возможности посещения музеев, театров и. др.

Беседа - прием информации, который используется руководителем при встрече с туристской группой и завершении маршрута. Различают вступительную и заключительную беседы.

Вступительную беседу руководитель группы проводит в начале пути. Во время встречи целесообразно дать краткую характеристику маршрута, а которой должны найти отражение его специфика и основная цель.

Следует рассказать о достопримечательностях мест пребывания на маршруте, мемориальных комплексах и местах, связанных с жизнью замечательных людей, сообщить, что перед каждой остановкой будет подробно рассказано о плане и теме экскурсии, распорядке дня, социальных мероприятиях, о возможности и порядке организации дополнительных экскурсий за счет туристов.

Вступительная беседа - первая встреча туристов с руководителем маршрута, и от того, как она проведена, в значительной мере зависит настроение туристов, авторитет руководителя тургруппы и выполнение программы маршрута.

При завершении путешествия руководитель маршрута должен провести заключительную беседу . Она должна быть организована так, чтобы туристы имели возможность высказать свои впечатления от путешествия, претензии, пожелания и предложения (Гомилевская, 2002)..

Практическая методика позволяет руководителю туристской группы целенаправленно руководить организацией всех мероприятий, предусмотренных программой маршрута. Она предусматривает активное использование приемов организации экскурсий, проведение социальной работы, досуговых мероприятий, размещение и питание туристов во время путешествия

Комплексное обслуживание туристов на маршруте обычно проводится несколькими исполнителями: направляющей и принимающей турфирмами, транспортной организацией, предприятиями размещения и питания, экскурсионными бюро и досуговыми организациями.

Методика экскурсионного обслуживания предусматривает проведение плановых экскурсий, входящих в стоимость путевки. И внеплановых, проводимых дополнительно за счет средств туристов.

Определяя экскурсионную программу в том или ином городе на пути следования по маршруту, необходимо также исходить из расписания движения теплохода, поезда, времени работы музеев, увязывать темы экскурсий с маршрутом, его названием.

Методика социальной работы предполагает рациональное сочетание ее с распорядком дня и свободным временем туристов. Содержание мероприятий должно быть увязано с основной целью путешествия.

Таким образом, в современном понимании экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Через экскурсию происходит познание и восприятие окружающего мира.

Методика составления туристического маршрута, в частности экскурсионного очень сложна. Туриста привлекает не просто отдых, наличие живописных местностей, моря, гор и т.д. Всегда значительно интереснее, когда в путешествии проходят экскурсии, где можно не только увидеть, но и услышать о каких-либо достопримечательностях, историях данной местности. Поэтому основное правило методики проведения туристского маршрута заключается в полном удовлетворении всех потребностей туриста, оказании сопутствующих услуг, оправдывающих цель его поездки и доставляющих ему удовольствие.

Успешное осуществление этого правила требует от работников туристских организаций серьезного отношения к составлению маршрута и его проведению.

Дело не только в том, чтобы подготовить для каждого туристского маршрута текст путевой информации, договора предоставления туристкой группе услуг, других документов. В основу проведения туристского маршрута должна быть положена такая методика, которая позволит проводить его всегда интересно, организованно, ответственно. Здесь многое зависит от руководителя туристской группы. Мастерство руководителя маршрута заключается в умении соединить все мероприятия программы обслуживания на маршруте воедино.