Тайна китеж-града, скрывшегося под водой озера светлояр. Какие тайны хранит озеро Светлояр на самом деле Невидимый древний город на дне озера светлояр

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

Горячая молитва

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них — Гришка Кутерьма — все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж — один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.


Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» — священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы — святилищах славянских божеств — были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.


А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным — состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия — и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами… XIII века — новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.


Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

Горячая молитва

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них - Гришка Кутерьма - все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж - один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.

Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» - священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы - святилищах славянских божеств - были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.

А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным - состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия - и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами... XIII века - новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.

Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Озеро СветлоЯр

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) – мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.

В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры. Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей - напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные – они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града - поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала - это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

На реке Волге, недалеко от города Нижний Новгород находится одно из самых глубоких озер этого края - Светлояр. Размеры озера не велики - полкилометра в длину и чуть больше в ширину. Глубина Светлояра 39 метров, что является рекордной в области. Вода в озеро поступает из глубокого разлома в его дне. Она кристально чистая и холодная.

Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят что иногда из под его вод раздается еле слышный звон колоколов, а в глубине можно увидеть призрачные стены монастырей и купола церквей.
Это город Китеж, который, как гласит легенда, исчез между 1,236 и 1,242 годами во время первого вторжения в Россию татаро-монгол. На границе третьего и четвертого десятилетия 13-го века древнее Русское государства было раздроблено на десятки княжеств. Князья воевали между собой за власть и новые земли, вступали в военные союзы.

Название озера Светлояр происходит от сочетания древнерусских слов: «светлый», также обозначающее чистый и праведный и «яр» - не только известного всем как овраг, или балка, но в данном случае являющегося корнем от имени древнерусского солнечного божества Ярилы, которому в дохристианской Руси поклонялись древние племена славян. С озером Светлояр связано также множество легенд дохристианского периода Руси. О граде Китеже говорится и в священной книге древнерусской веры - «Звёздной книге Коляды».

В районе озера Светлояр, как повествует древнерусское сказание, родился Китоврас - волшебный полуконь-получеловек. Он был могущественным волшебником и помогал славянам строить города и храмы. Там же жил Квасура - древний бог мудрости и хмеля. Считается что их имена и дали название граду Китежу.

У озера Светлояр в древности жило славянское племя берендеев. До сегодняшнего дня их потомки сохранили предания о граде Китеже и находившемся в нем религиозном центре поклонения богу Яриле. В древности, в дохристианский период Руси, Китеж считался у славян священным местом.

После крещение Руси славянская вера с ее храмами и волхвами уступила место христианству, но священные для людей места остались. На месте капищ по традиции стали строить православные храмы, так как считалось, что эти места особенные и являются сильными источниками положительной энергии. Имена древнеславянских богов постепенно менялись на имена святых, но места поклонения высшим силам оставались прежними. К таким местам относится и озеро Светлояр, которое издревле было окутано легендами и мистикой.

На берегу этого озера Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, (26 ноября 1188 - 4 марта 1238), сын Всеволода Большое Гнездо и построил Град Большой Китеж. Кроме него был еще и Малый Китеж (предположительно современный Городец), построенный во времена его деда - Юрия Долгорукого. Большой Китеж был весь возведен из белого камня с шестью храмами в центре города, что по тем временам являлось признаком богатства. Похоже что легенды объединили эти два города в мистический и таинственный Китеж-град.

Истинную картину событий тех далеких времен помог воссоздать Алексей Асов. В основу для этого он взял хроники и предания тех времен.

В 1238 году хан Батый разгромил Владимиро-Суздальское княжество. Князь Юрий Всеволодович оставался на тот момент единственным военачальником с войском, которое могло противостоять татаро-монгольскому нашествию. Хан встал лагерем на реке Сити. Князь Юрий Всеволодович оборонялся от него в Малом Китеже. Хан Батый взял приступом город, но князю с остатками войска удалось уйти из Малого Китежа и укрыться в Большом Китеже.

Батый намеревался продолжить свой поход к Средиземному морю, но оставлять в своем тылу русского князя с его войском было нельзя. Путь к городу лежал среди непроходимых болот и лесов. И тогда он начал пытать всех пленных славян как пройти к Китежу. Выдать же священный для славян город это значило обречь себя и свой род на вечное проклятие. По преданию испугался мучений и смерти лишь один - Гришка Кутерьма. Он и согласился провести войско Батыя в Китежу.

Хан Батый был основателем Монгольской империи и внуком Чингисхана. За несколько лет он уничтожил около половины населения древней России. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, и многих других города были им разорены и сожжены. Богатой русской культуры Древней Руси не стало. На несколько десятилетий практически прекратилось строительство городов, исчезли ремесла, а южные русские земли потеряли почти все свое коренное население.

В это трагическое время, в народе возникла легенда о граде Китеже. Она повествует о том, что Хан Батый узнал о граде Китеже и приказал завоевать его. Татаро-монгольскому войску было сложно найти город, но один из русских пленных рассказал монголам о тайных путях к озеру Светлояр и войско направилось к Китежу. Когда они подошли к нему, они увидели, что город не укреплен и обрадовались предстоящей легкой победе. Но при виде войска из под земли забили фонтаны воды и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.

До сегодняшнего дня жива легенда о Китеже. Проживающие в этой области люди рассказывают о внезапно возникающих странно одетых людях, исчезновениях тех, кто приезжает искать Китеж и оказался достойными стать его жителями. Озеро давно интересует археологи и геологов - сотрудников научно-исследовательских институтов, а также многочисленных самостоятельно расследующих тайну озера Светлояр людей. Среди них есть те, кто объясняет все законами физики, и те, кто верит в тайную природу вещей. Все они стремятся разгадать тайну озера Светлояр и погрузившегося в него града Китежа.

Это легенда, но многие люди верят в нее. И нет сомнений, что озеро Светлояр это то же древнее озеро о котором существуют старинные легенды. Православные приходят сюда, чтобы помолиться. Даже говорят, что горсть земли из этого места вылечивает многие заболевания, а вода из озера стоит несколько лет и не цветет и не портится - как святая вода. Многие верят, что если обойти вокруг озера три раза по часовой стрелке, оно выполнит ваше желание.

Предположительно в озере Светлояр находится проход в другое измерение. Существует еще одна интересная, прямо-мистическиая версия, по которой озеро Светлояр связано с таинственной Шамбалой. Светлояр привлекает тысячи паломников со всего мира. Намек о существовании города на дне Светлояра можно найти и в книге конца семнадцатого века "Китежский летописец" .

Кандидат Сергей Волков, который организовал экспедицию в поисках мифического города, говорит, что в этом месте исчезают люди - некоторые навсегда, другие возвращаются и не помнят что-либо произошедшее с ними. Он серьезно сказал о возможности посещения ими потерянного города Китежа. Но в него могут пройти только истинно верующие.

Сторонники теории мистического затерянного города предполагают, что в озере Светлояр существует проход в иное измерение. Доказательством этого является рассказы жителей близлежащего к Светлояру села Владимирское. Они видели лужей в одежде, которую носили их предки. Когда эти странные люди покупали товары в деревне - в основном хлеб и бублики, они платили отлично сохранившимися древними медными и серебряными монетами. Возможное объяснение этому дает лишь теория параллельных миров.

Вот то, что сказал Сергей Волков:
"Наше основное открытие состоит в подтверждении гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимыой невооруженному глазу плазменной субстанции, которая имеет возможность проявляться в качестве живых существ. Особенно много их и в основном они приходят вечером вокруг групп молящихся людей - смотрят и изучают. Мы запечатлели их на видео-и фотоаппаратуру. Эти плазменные образования когда-то были зафиксированы в лаборатории учеными Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн. Эксперименты в этом институте показали, что в воздухе в электромагнитном диапазоне существуют миллионов плазменных сгустков, назовем их субстанцией. Это наводит атеистов на мысль что существует параллельный, загробный мир. Исследование Светлояра показывает, что эта гипотеза не лишена здравого смысла. "

Несмотря на мифы, легенды и фольклор, ученые обнаружили следы реальных событий произошло. Из геологии хорошо известно, что центральные районы европейской части России лежат на фундаменте из твердой скальной породы. Но этот фундамент прорезан глубокими, направленными в разные стороны и часто пересекающимися друг с другом впадинами. И основываясь на этом факте, по мнению геологов, озеро Светлояр находится в узле пересечения двух очень глубоких и больших впадин. В таких местах может очень быстро сформироваться даже очень большой водный резервуар.

Ученые аквалангисты исследовали Светлояр и обнаружили природные аномалии. Они нашли на дне озера подводные террасы - берег уходит под воду подобно лестнице. Большие крутые подводные склоны Светлояра чередуются с горизонтальными участками дна. Это приводит к выводу, что озеро Светлояр образовалось частями - первая, нижняя, затем через сто или даже тысячи лет - вторая, и, наконец сравнительно недавно третья.

Первый слой осадков дна озера расположен на глубине 30 метров и очень древний, второй слой находится на 20-метровой глубине и относился к XIII веку, а третья тераса имеет отложения совсем недавних времен.
На глубине 20 метров аквалангисты нашли небольшие предметы, сделанные из дерева и металла периода XIII века. На одной из этих подводных террас, которая находилась прежде на берегу озера, возможно, и был настоящий город или монастырь, а затем он исчез в водах озера Светлояр.

Когда озеро был проверено эхолотом, а позже его эхограмму снял геолокатор, стала отчетливо видна овальная аномалия. Она отличался многометровым осадочным слоем. Более того - недалеко от этого "овала" находится другая область. Там, в грязи, отраженные ото дна тонким слоем почвы сигналы, были другими, как будто что-то не пропускает звук. На больших глубинах находились скрытые твердые предметы. Когда нарисовали карту этой области получился узор, напоминающий окруженный набережной город.

Таким образом, вполне возможно и существование на этом месте города Китежа. Но он не таинственным образом исчез куда-то, а просто рухнул под землю в результате тектонической активности. Только вот уже целых 50 лет аквалангисты не смогли найти никаких следов этому. Шлиман обнаружил Трою руководствуясь только рассказами "Илиады". А тут и адрес точный и озеро находится на наших глазах - и все подводные поиски ничего не дали.

Остается предположить фантастический вариант: город существует, но невидим. Кроме слышного время от времени звона его колоколов …

В ходе испытаний с помощью гидрофона, который сделан по принципу преобразования звука в электрический сигнал он вдруг начинал издавать звуки, напоминающие эхо грома во время шторма. Геофизики, участвующие в эксперименте сказали, что эти звуки происходят от волны магнитного возмущения, которая проходит через воду и создает такой эффект.

В некоторых местах вода просто "кричала", в других была мертвая тишина. Но самым неожиданным сюрпризом озера Светлояр оказался зафиксированный гидрофонами низкий жужжащий звук, напоминающий громкий звонок. Чаще всего озеро издавало его до восхода солнца и полной луны. Именно тогда, согласно легенде, праведным людям дано увидеть как в зеркале озера видны стены белоснежного города с золотыми куполами храмов.

Что касается самой воды озера, ученые химики пришли к выводу, что она может оставаться много дней без изменения своих свойств, благодаря находящимся на дне озера источникам с высоким содержанием кальция и гидрокарбоната.

Существует и гипотеза, что когда-то здесь был город - центр Евразии. В результате беспрецедентной катастрофы цветущий город был погружен под воду.

В пяти километрах от озера находится источник «живой» воды - тесты показали, что его кислотность равна нулю. Рядом с ним в лесу находятся три древние необычные могилы. Никто не знает кто похоронен там, так далеко от любого населенного места. Их размер в несколько раз превышает традиционный размер христианскиой могилы. Говорят, что, возможно, в них похоронены гиганты - древние лемурийцы, жители загадочной стране Лемурии, которая, согласно легенде, существовала где-то в этой области тысячи лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергнуть эту версию происхождения захоронений. Но никаких попыток эксгумировать их не проводилось. Некоторые люди приходят к могилам ночью для поклонения, другие наоборот. считают что это нечистое место независимо от находящегося рядом с ним целебного источника. Третьи берут из него воду и быстро уходят.

Легенда о Китеже является самой известной легендой о городе, сокрытом от врага. Однако подобных историй - довольно много. В ряде областей России до сих пор существуют мифы о том, как под угрозой разграбления монастыри или целые города уходили под воду или скрывались в горах. Считалось, что попасть туда из нашего мира могут лишь избранные. В книге «Братство Грааля» Рихард Рудзитис приводит письмо одного русского монаха, который посылает своим близким послание и просит не считать его умершим. Он говорит, что просто ушел в сокрытый монастырь к древним старцам.

Однако ученые так и не пришли к окончательному выводу: об одном или нескольких сокрытых городах или монастырях идет речь в вопросе о Китеже. Так или иначе, распространенность подобных легенд и их несомненная схожесть лишний раз доказывает достоверность этой истории. Однако чем больше ведется исследований на озере Светлояр, тем больше у ученых появляется вопросов, на которые еще предстоит найти ответ.

Современные легенды о Китеже

В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин.
И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что
тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Есть еще более фантастическая легенда об озере Светлояр. Местные говорят, что оно имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были.

Однако сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен татаро-монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол.

Легенда о Китеже дошла до нас в литературной обработке старообрядцев: «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев - бегунов. Но обе составные части памятника, достаточно обособленные и самостоятельные, уводят в XVII в. При этом в первой части, повествующей о князе Георгии Всеволодовиче, убиении его Батыем и разорении Китежа, отразились предания, восходящие ко временам Батыева нашествия.

Как ни легендарно сказание и как далеко не верны приводимые исторические даты, в основу его легли действительные события. «Святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович»- это великий князь владимирский и суздальский Георгий II Всеволодович, сражавшийся с войском Батыя и сложивший голову в неравной битве на р. Сити. Связь Малого Китежа (Городца) с именем Георгия Всеволодовича имеет вполне историческую подоплеку: с 1216 по 1219 г. (до занятия Владимирского стола) князь отъезжал туда на удел; в 1237 г., когда полчища Батыя подступили ко Владимиру, Георгий Всеволодович ушел в Ярославскую землю, в пределах которой и находились оба города - Большой и Малый Китежи и где состоялась проигранная русскими битва.

Конечно, легендарный образ князя не вполне идентичен историческому. Георгию Всеволодовичу придана вымышленная родословная: он ведет свой род от святого князя Владимира и приходится сыном святому Всеволоду Мстиславичу Новгородскому. Эта придуманная генеалогия, не соответствующая действительной родословной князя Георгия, усиливает мотив святости - ведущий мотив легенды.

Вторая часть «Книги глаголемой летописец» - «Повестъ и взыскание о граде сокровенном Китеже» - лишена всякого исторического фона, она принадлежит к типу легендарно-апокрифических памятников, трактующих о земном рае. Образ «сокровенного» града Китежа стоит где-то посредине между «земным раем» древнейших русских апокрифов и Беловодьем, легендарным счастливым краем, ставшим столь популярным среди русских крестьян в XVIII в.

24 июля в Казани, во время пресс-конференции, посвященной погружению дайверов в озеро Светлояр Нижегородской области, члены экспедиции признались, что верят в приметы. По словам руководителя подводного исследовательского отряда РГО и ФПСР Дмитрия Шиллера, во время экспедиции было замечено несколько мистических событий.

Сразу после приезда члены экспедиции стали свидетелями необычного события. Дело в том, что озеро считается духовным символом России. В ночь на Ивана Купалу, с 6 на 7 июля, сюда прибыли 26 тыс. паломников, чтобы совершить обряд. Согласно легенде, человек должен три раза обойти вокруг озера со свечами в руках. Паломников было настолько много, что озеро находилось в огненном кольце.

Увиденное очень впечатлило участников экспедиции. Им предстояло на глазах у всех паломников совершить погружение в озеро, что они и сделали. Перед этим к дайверам подошел старый старообрядец и рассказал историю про водолаза, который когда-то пропал в озере. Это вызвало неприятные ощущения у участников экспедиции, однако от своей цели они не отступились.

Как только дайверы опустились в воду, грянул гром и начался ливень. По словам ожидавших на берегу, ливень был таким сильным, что они не видели кончиков своих пальцев на вытянутой руке. Как только дайверы вынырнули, дождь прекратился. Члены экспедиции считают, что таким образом озеро прогневалось на них за то, что они проникли в его глубины.

Также участники исследовательского отряда Русского географического общества Максим Астахов, Владимир Алимпиев и Артем Куликов отметили и другой удивительный момент. Во время погружения один из участников на небольшой глубине потерял элемент снаряжения. Впятером ребята пытались его найти, но вещь была потеряна.

Это аномальное явление, поскольку обычно вещь падает на дно и ее легко найти. Участники экспедиции объясняют пропажу особенностью структуры дна: желеобразная субстанция, которая затягивает все, что туда упало. Дайверы считают, что таким образом они заплатили за проход – озеро забрало то, что ему было нужно.


Данный факт стал еще одним доказательством того, что озеро имеет двойное дно. На дне озера нет ни мусора, ни бутылок. Дела обстоят так потому, что они проваливаются через первое дно. Члены экспедиции и сами с легкостью погружались на первое дно. По словам участников, страха они не испытывали, так как проходили предварительные тренировки в пещерах, где можно было заблудиться.

В данной ситуации дайверы понимали, что в любой момент могут всплыть на поверхность. Добраться до второго дна членам экспедиции не позволила ледяная вода, от которой стыла кровь. Так озеро выпроводило нежеланных гостей, считают дайверы.

«Существует военно-морское правило: если водолазу приснился плохой сон и у него есть предчувствие, он имеет право отказаться от погружения», - сообщил Д.Шиллер на вопрос о том, верит ли он в предзнаменования.

Дмитрий Шиллер рассказал о том, как появилась идея совершить экспедицию на озеро. По его словам, ровно 100 лет назад члены Казанского университета первыми пришли на берег озера Светлояр, чтобы разгадать его тайны. Озеро считается духовным символом России. Согласно легенде, хан Батый напал на Китеж-град. Небольшой город, не желая сдаться врагу, ушел под воду. Уже многие десятилетия ученые пытаются разгадать тайну водоема.

После приезда на озеро члены экспедиции стали свидетелями необычного события. Сюда съехались 26 тыс. паломников, среди которых были православные, мусульмане, буддисты, старообрядцы. Люди пришли за энергетикой озера. Согласно преданию, человек должен три раза обойти вокруг озера со свечами в руках. Паломников было настолько много, что озеро находилось в огненном кольце.


Перед членами экспедиции была поставлена задача сфотографировать дно, взять биологические пробы на самой глубокой точке, чтобы помочь ученым понять, как озеро появилось. В экспедиции принимали участие и волонтеры – юные дайверы 15-16 лет, которых отряд по возможности всегда берет с собой.

Никаких следов деятельности человека членами экспедиции найдено не было. Единственное, что удалось обнаружить, - остатки деревьев. Все собранные материалы переданы в лабораторию на изучение.