Кто из космонавтов совершил одиночный полет. Извини, не успел: вторые места в космической гонке. Самый длительный космический полет

«Совершая полеты в космосе, нельзя не выходить в космос… Космонавт должен уметь выполнять в межзвездном пространстве необходимые ремонтные и производственные работы… Это не фантазии - это необходимость. Чем больше человечество будет летать в космос, тем больше будет ощущаться эта необходимость».

Эти слова, сказанные еще в самом начале космической эры Королевым, стали поистине пророческими. За неполные пятьдесят лет «внекорабельной деятельности» десятки людей побывали в открытом космосе, а продолжительность пребывания человека за один выход возросла от нескольких минут до нескольких часов. Создание же и поддержание МКС вообще было бы невозможным без длительных выходов в космос и выполнения гигантского объема ремонтных и монтажных операций. Однако первый шаг на этом пути был сделан 18 марта 1965 года. Именно в этот день советский летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян покинул пределы космического корабля. Он пробыл в космосе всего 12 минут 9 секунд, но в деле освоения Вселенной это событие по праву заняло второе место после легендарного полета Гагарина.

Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года в небольшой деревеньке под названием Листвянка, расположенной в шестистах километрах севернее города Кемерово. В этом месте долгое время жил его дедушка, сосланный царским правительством после революции 1905 года, сюда же с Донбасса приехали родители Алексея - сначала матушка, а после того как закончилась Гражданская война, батюшка - Леонов Архип Алексеевич. Мать, Евдокия Минаевна, трудилась деревенской учительницей, отец, в прошлом донецкий шахтер, устроился председателем сельсовета. Алексей у них был девятым ребенком.

В 1936 году на Архипа Алексеевича был написан донос. По статье «враг народа» без суда и следствия он был отправлен в сибирский лагерь, а мать с восемью детьми (одна из сестер Леонова, Вера, умерла в младенчестве) и девятым в положении выгнали из дома с конфискацией всего имущества. Ребятишки также были отчислены из школы. Будущий космонавт рассказывал: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева - он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…. Так мы очутились в кемеровском бараке - одиннадцать человек в шестнадцатиметровой комнате. Парню было 22 года - простой рабочий, студент, он приютил у себя семью врага народа. Это ж, какое мужество нужно было иметь…». В 1939 году Архип Алексеевич был реабилитирован и вернулся домой. Семья Леоновых медленно стала вставать на ноги. А вскоре вышел указ о поддержки многодетных матерей. Все в том же бараке им выделили две комнаты - на шестнадцать и на восемнадцать квадратных метров.

В 1943 году Алексей Архипович отправился в начальную школу №35. Среди основных увлечений юного Алексея в то время была роспись старых русских печей, которой он научился у живших по соседству переселенцев с Украины. Однажды, уже учась в школе, Леонов увидел у своего одноклассника книжку с чёрно-белыми иллюстрациями картин Айвазовского и загорелся желанием приобрести её. Обошлась она ему очень дорого - в уплату Алексею пришлось в течение месяца отдавать выдаваемые ему каждый день в школе 50 грамм хлеба и кусочек сахара. С той поры Айвазовский стал его любимым художником.

В 1947 году семья Леоновых переехала на новое место - в город Калининград. Здесь Алексей в 1953 году окончил среднюю школу №21, получив свой аттестат зрелости. К тому времени он уже сильно увлекался летным делом, знал назубок известных авиаторов, пересмотрел все киноленты про лётчиков, самостоятельно мастерил авиамодели. По конспектам старшего брата Петра, бывшего авиационным техником, Алексей Архипович с завидным упорством изучал основы теории полетов, авиационные двигатели и конструкции самолетов. В сочетании с выдающимися спортивными достижениями это стало ключом, открывшим перед парнем двери летной школы. В августе 1953 Леонов был зачислен в десятую Военную авиашколу первоначального обучения летчиков, расположенную в городе Кременчуге (Полтавская область), которую успешно окончил в 1955 году. В связи с проявленными незаурядными способностями он был направлен на Украину в город Чугуев в высшее военное училище летчиков-истребителей. А начиная с 1957 и по 1959 годы, Алексей служил в 69-ой Воздушной армии десятой гвардейской дивизии, располагавшейся на территории Украины.

В конце лета 1959 года в дивизию Леонова приехал полковник Карпов - будущий руководитель Центра подготовки космонавтов. Он пригласил к себе на беседу нескольких летчиков, включая и Алексея Архиповича. К слову, накануне авиатор попал в серьезную аварию, случившуюся из-за отказа гидросистемы истребителя МиГ-15бис. Масло залило альтернатор, и отключилась вся группа навигационных приборов. С трудом сориентировавшись, Леонов сразу же направил самолет к аэродрому. Когда он уже пролетел дальний привод, загорелся индикатор «Пожар» и заработала сирена. Леонов знал, что в такой ситуации необходимо катапультироваться, однако на высоте в двести метров это было чистым самоубийством. Летчик шел на посадку, прекрасно осознавая то, что в любую минуту может произойти взрыв. На ближнем приводе он перекрыл подачу топлива и сел с выключенным двигателем. До полосы Алексей Архипович не дотянул около трехсот метров, однако вырулил на нее и остановился. В итоге летательный аппарат не получил никаких повреждений, а пожара, как оказалось, вовсе не было - индикация сработала, потому что масло засосало в компрессор.

На встрече полковник Карпов, не разъясняя своих намерений, поинтересовался здоровьем Леонова и его планами на будущее. Алексей Архипович отметил, что полностью здоров и думает продолжать летать. Тогда полковник предложил ему поступить в школу летчиков-испытателей. Вызов пришел 2 октября 1959, а спустя два дня Леонов уже прибыл в Сокольники в Авиационный госпиталь (ЦВНИАГ) на медкомиссию. Там он впервые увидел Юрия Гагарина: «Я зашел в палату и обнаружил, что не один - человек моих лет сидел на табуретке, голый по пояс, и читал. Больше всего поразило меня, что он читал… Хемингуэя «Старик и море». В 1959 даже из читательской элиты об этом писателе мало кто знал, а здесь летчик…. Он посмотрел на меня большими улыбающимися голубыми глазами и представился: «Старший лейтенант Юрий Гагарин». Спустя короткое время летчики стали близкими друзьями. Уже после гибели первого космонавта Леонов сказал: «Он ничем не выделялся, однако все равно пройти мимо него было нельзя - встанешь и посмотришь. Обычная речь, классический русский язык, понятный и запоминающийся. Только позднее я уразумел, какая это незаурядная личность - он схватывал все на лету, обладал удивительным системным анализом, был обязателен, трудолюбив, предан дружбе…».

В госпитале над Леоновым проводили многочисленные, зачастую изнурительные обследования. Алексей Архипович говорил: «С моей точки зрения в ходе обследования было допущено множество глупостей. Среди врачей были люди, занимающиеся научной работой и бравшие космонавтов, как материал для своих диссертаций. Из-за всякой ерунды, которая потом была отменена, мы лишились множества талантливых ребят…. Если применить старые медицинские требования к последним наборам в отряды космонавтов, то, вероятно, ни один человек не прошел бы…. После того, как я стал руководителем, многое с этими же докторами пересмотрел, ослабил требования».

Несмотря ни на что в 1960 году Леонов был принят в первый отряд космонавтов. Потянулись месяцы упорных тренировок с целью подготовки к предстоящим полетам, в ходе которых участники продолжали подвергаться различным медицинским экспериментам, зачастую неоправданно жестоким: «Маневры на центрифуге сопровождались очень большими перегрузками, достигавшими 14g. Это сумасшедшая нагрузка. На спине после таких тренировок были кровоизлияния, кровоизлияния имелись и внутри, и на мягких тканях. В общем, здоровья все это не прибавляло». Во время одного из таких испытаний Алексей Архипович был на пятнадцать суток помещен в сурдобарокамеру. Ему при помощи неизвестной пасты для электропроводимости приклеили к телу датчики. Далее со слов космонавта: «Просыпаюсь я на десятый день и вижу, что вся простыня в крови. Гляжу, а пара датчиков отвалилась и с ними лохмотья моей кожи. На местах, где они были приклеены, эпидермиса не осталось - одни мышцы, дергающиеся в ритме сердцебиения. Два месяца заживали эти места. Остальные цинковые датчики я срезал и положил на полочку, чтобы после опыта показать, кому нужно…. Но на тринадцатые сутки начал кончаться кислород, эксперимент прекратили, а меня извлекли оттуда. Когда я вернулся за датчиками в камеру, их уже там не было…. Не было вещественных доказательств. Та же публика позднее сожгла Бондаренко…».

Еще один случай произошел во время отливки ложемента кресла космонавта. В ходе этой операции Леонову пришлось голым лечь в корыто, которое затем было заполнено жидким гипсом температурой около 10 градусов. Он лежал в этой ледяной сметане, которая постепенно твердела и нагревалась. Самым важным было не упустить момент, когда гипс начинал застывать. И именно с ним этот момент прозевали: «И стали меня выковыривать. А тут каждый волос - якорь. Никак не выходит, тогда рванули - и в кусках гипса вместе с волосами остались ошметки кожи».

В 1963 году, после того как на орбите планеты побывало шесть одноместных кораблей типа «Восток» (включая «Восток 6» с Валентиной Терешковой), КБ, возглавляемое Королевым, приступило к проектированию нового космического корабля той же серии, но рассчитанного на три места. Одновременно с подготовкой полета (который был успешно выполнен в октябре 1964 года Комаровым, Феоктистовым и Егоровым) на основе новой конструкции «Восхода» было принято решение создать двухместный корабль, позволяющий человеку выйти в безвоздушное пространство. Место, освободившееся после демонтажа третьего кресла, использовали как площадку для одевания скафандра, а также входа в шлюзовую камеру.

К слову, изначально предполагалась провести эксперименты с животными. После разгерметизации ящика находящийся в нем и одетый в скафандр зверь должен был совершить самостоятельный выход (или же его намеревалось выдвинуть) из космического корабля с обязательным последующим возвратом для исследования. Однако от такого шага отказались. Во-первых, вставали вопросы разработки особого скафандра для животного. Во-вторых, подобный эксперимент не давал ответа на основной вопрос: способен ли именно человек двигаться и ориентироваться в такой необычной обстановке.

В результате рассмотрения различных технических решений выбор был отдан использованию шлюзовой камеры, представляющей собой небольшое пространство, изолированное со всех сторон. Космонавт, облаченный в скафандр, должен был находиться в ней, пока не выпустится весь воздух, окружающий его. После этого он сможет открыть люк, ведущий наружу. Возвращение на корабль проходило в обратном порядке - закрытая снаружи и изнутри шлюзовая камера постепенно наполнялась воздухом, после чего открывался внутренний люк, и космонавт попадал в кабину корабля. Сама шлюзовая камера была надувной, располагаясь вне корпуса летательного аппарата. Во время выхода на орбиту она помещалась под обтекателем в свернутом виде, а перед спуском на Землю ее основная часть отстреливалась, и космический корабль достигал плотных слоев атмосферы в своем обычном виде, если не считать небольшого нароста в районе входного люка. Проведенные испытания показали, что баллистика отсека при этом не пострадала.

Параллельно с изменениями космического корабля «Восход» подготовку к полету проходили два экипажа космонавтов: Павел Беляев с Алексеем Леоновым и их дублеры - Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Любопытно, что при подборе экипажа учитывались не только задачи и цели полета, его сложность и продолжительность, но и психологические, индивидуальные особенности космонавтов, представленные психологами. К экипажу корабля «Восход 2» предъявлялись особые требования по критериям слаженности и сработанности. Предполагалось, что такую сложную задачу, как выход из кабины корабля в открытый космос через шлюзовую камеру, можно было решить лишь при полном доверии, взаимопонимании и веры друг в друга. В соответствии с исследованиями специалистов-психологов, Беляев характеризовался как волевой и выдержанный человек, не паникующий даже в самых сложных ситуациях, проявляющий огромную настойчивость и логическое мышление при достижении поставленных целей. Леонов, в свою очередь, принадлежал к холерическому типу, был порывист, смел, решителен, легко развивал кипучую деятельность. Кроме того отмечался его художественный дар, способность быстрого запоминания представленных его взору картин, а затем очень точного их воспроизведения. Эти два человека, имея разные характеры, отлично дополняли друг друга, создавая, по словам психологов, «высокосовместимую группу», способную успешно выполнить поставленную перед ними задачу и составить детальный отчет обо всех проблемах и неожиданностях, связанных с пребыванием в космосе.

Для выхода в космос также был создан специальный скафандр, получивший название «Беркут». В отличие от скафандров, на которых летали на «Востоках», он имел дополнительную герметичную оболочку, повышающую общую надежность. Являясь, по сути, термосом, он состоял из слоев покрытой алюминием пластиковой пленки. Верхний комбинезон был сшит из многослойной металлизированной ткани. Скафандр сильно потяжелел - веса добавила система жизнеобеспечения, размещаемая в наспинном ранце и включающая систему вентиляции и два двухлитровых баллона с кислородом. Кроме того в шлюзовой камере на всякий случай была установлена резервная кислородная система, связываемая при помощи шланга со скафандром. Изменилась и окраска скафандра - для лучшего отражения солнечных лучей оранжевый цвет сменили на белый, а на шлеме установили светофильтр. Алексей Архипович вспоминал: «В декабре 1963 года мы побывали в опытно-конструкторском бюро Королева. Сергей Павлович встретил нас, провел в цех и показал макет «Восхода», оснащенного какой-то необычной камерой. Увидев наше удивление, он объяснил, что это шлюз для выхода в космическое пространство. Затем Сергей Павлович попросил меня надеть новый скафандр и попробовать выполнить ряд экспериментов. После двух часов работ, во время которых мне пришлось порядком потрудиться, я снова встретился с Королевым. Помню, сказал ему, что задание выполнить можно, нужно только хорошо все продумать».

Общий вес «костюма для выхода» был около 100 килограмм, однако в условиях невесомости это не играло существенной роли. Проблемы создавало давление воздуха, наполнявшего герметичную оболочку и делавшего скафандр неподатливым и жестким. Космонавтам приходилось с большими усилиями преодолевать сопротивление своего облачения. Алексей Архипович вспоминал: «Только чтобы сжать кисть руки в перчатке, необходимо было приложить усилие в 25 килограмм». В связи с этим все время подготовки к полету особое значение придавалось физической форме - космонавты выполняли ежедневные пробежки, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой. Кроме того в комплекс тренировок для более совершенного владения своим телом входили прыжки в воду, занятия на батуте, спуски на парашюте, упражнения на вращающейся «скамье Жуковского». Создавались для космонавтов и условия кратковременной настоящей невесомости - в летящем по специальной траектории самолете. Леонов рассказывал: «В огромном салоне ТУ-104 был смонтирован макет кабины «Восхода 2», имеющей шлюзовую камеру в натуральную величину. Самолет пикировал вниз, разгонялся и уходил круто вверх, выполняя «горку», во время которой наступала невесомость. «Качество» её зависело всецело от мастерства пилотов, которые, опираясь лишь на данные своих вестибулярных аппаратов, заставляли самолет лететь точно по параболе. При каждом подобном маневре невесомость продолжалась чуть больше двадцати секунд. За полтора часа полета делалось пять таких «горок», набирая в общей сложности две минуты невесомости…. Множество раз мы поднимались в воздух, шаг за шагом за эти краткие отрезки времени оттачивая все детали по входу в кабину корабля и выходу из шлюза».

Интересно, что в те годы существовало множество научных теорий о поведении человека в открытом космосе. Некоторые специалисты вполне серьезно утверждали, что космонавт неминуемо «привариться» к космическому кораблю. Подобные опасения были основаны на опытах по холодной сварке, проводимых в вакууме. Другие научные светила считали, что человек, лишившись привычной опоры, не сможет сделать ни одного движения за бортом корабля. Третьи полагали, что бескрайнее пространство крайне негативно отразится на психике космонавта…. В действительности, как космос встретит человека, не знал в точности никто, включая и Главного конструктора. Смельчаки, дерзнувшие оставить уютную поверхность земли, могли надеяться только на себя и технику, улетевшую с ними. Никаких спасательных систем еще не существовало - невозможно было ни пристыковаться, ни выбраться из одного корабля и через безвоздушное пространство перейти в другой. Королев говорил космонавтам: «Трудно будет - сами принимайте решение в зависимости от ситуации». Экипажу, в крайнем случае, было разрешено ограничиться открытием люка и выставлением руки за борт.

18 марта 1965 года после трехгодичной подготовки корабль «Восход 2» с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым успешно стартовал с Байконура. После выхода на орбиту, уже в конце первого витка Алексей Архипович стал готовиться к выходу в открытый космос. Беляев помог ему с ранцем системы жизнеобеспечения, а затем наполнил шлюз воздухом. Когда Леонов перешел в шлюзовую камеру, Павел Иванович закрыл за ним люк и провел разгерметизацию камеры. Оставался только последний шаг…. Мягко оттолкнувшись, Алексей Леонов «выплыл» из шлюза. Очутившись в космосе, он осторожно подвигал ногами и руками - движения выполнялись легко, и тогда он, раскинув руки в стороны, стал парить в безвоздушном пространстве, связываемый с кораблем пятиметровым фалом. Во время пролета над Волгой Павел Иванович подключил телефон в скафандре космонавта к трансляции Московского радио - в это время Левитан зачитывал сообщение ТАСС о первом выходе человека в космос. С корабля за Леоновым следила пара телевизионных камер, кроме того он сам вел киносъемку, используя портативную камеру. По этим материалам уже на Земле смонтировали фильм. Также в распоряжении космонавта имелась миниатюрный фотоаппарат серии «Аякс», способный делать снимки через пуговицу. Ее предоставили экипажу корабля «Восход 2» с разрешения председателя КГБ. Эта камера управлялась дистанционно с помощью тросика, однако из-за возникших деформаций скафандра Леонов не смог дотянуться до него.

Пять раз Алексей Архипович отлетал и возвращался к кораблю. В скафандре все это время поддерживалась «комнатная» температура, и это при том, что наружная поверхность его в тени охлаждалась до -100°, а на солнце разогревалась до +60°С. Когда Алексей Архипович увидел Енисей и Иртыш, Беляев дал команду возвращаться. Однако сделать это оказалось не так-то просто - в вакууме скафандр космонавта раздулся. Сам он так описывал произошедшее: «Давление в скафандре достигало 600 мм, снаружи 10. Такие условия смоделировать на Земле было невозможно. Не выдержала ни плотная ткань, ни ребра жесткости - скафандр так раздулся, что ноги вышли из сапог, а руки - из перчаток. Мы, конечно, предполагали, что это произойдет, но не думали, что так сильно». Возникла критическая ситуация: Леонов в таком состоянии не мог влезть в люк шлюза, а на разговоры с Землей времени уже не оставалось - запас кислорода был рассчитан на 20 минут. Беляев был в курсе всего, но ничем помочь не мог. И тогда Алексей Архипович, нарушая все инструкции, самостоятельно сбросил давление в скафандре и «вплыл» в шлюз лицом (а не ногами, как положено) вперед.

К сожалению, нештатные ситуации на этом не закончились. После возвращения космонавта на корабль, несмотря на то, что сработали датчики закрытия, крышка люка прикрылась недостаточно плотно. Из-за постоянного подтравливания воздуха из корабля, система регенерации, отрабатывая свою программу, начала нагнетать давление. Уже вскоре уровень кислорода в кабине поднялся выше критического уровня. Космонавты сделали все, что от них зависело - убрали влажность, понизили температуру до 10°С, однако так и не смогли определить причину неисправности и заработали кислородное отравление. Когда общее давление добралось до отметки 920 мм, люк стал на место. Вскоре после этого давление кислорода в кабине корабля вернулось в норму.

По плану спуск «Восхода 2» должен был осуществляться в автоматическом режиме, но перед этим было необходимо еще отсоединить камеру шлюза. Пристегнувшись, Леонов и Беляев произвели необходимые действия, однако сильный удар в момент отстрела закрутил космический корабль в двух плоскостях. Это, в свою очередь, привело к нерасчетным угловым ускорениям и выходу из строя систем ориентации и автостабилизации. В этот момент «Восход 2» находился над Австралией, и космонавты не имели связи с Центром. Посоветовавшись, они приняли решение отключить систему автоспуска и посадить корабль в ручном режиме. До этого момента в ручном режиме еще никто не приземлялся. Уже после того как космонавты начали выполнять ориентацию, связь восстановилась, и экипаж запросил разрешение на посадку в ручном режиме. Ответил им через какое-то время сам Гагарин, сказав, что разрешение дано. Любопытно, что визир, через который можно было осуществлять ориентацию, находился по отношению к сидящим космонавтам под углом в 90 градусов, вынуждая управлять космическим кораблём, повернувшись боком. Одному из космонавтов в нарушение всех инструкций пришлось развязаться, вылезти из кресла, лечь поперек кабины и, смотря в иллюминатор, объяснять другому положение Земли.

В конце концов, корабль «Восход 2» удачно приземлился в двух сотнях километров севернее Перми. В сообщении ТАСС это назвали посадкой в «запасном районе», являвшимся на самом деле глухой тайгой. Леонов рассказывал: «Почему мы очутились не в расчетной точке? Мы сами определили место посадки из соображений безопасности, все возможные отклонения смещали точку в безопасные районы. В результате при скорости 28 тысяч километров в час мы приземлились всего в 80 километрах от нами же назначенного места. По-моему, это хороший результат». Нашли космонавтов далеко не сразу, ведь как таковой, поисковой службы в те годы еще не было. Вертолеты не смогли сесть из-за высоких деревьев, теплую одежду им также сбросить не удалось. Ночь космонавты провели одни в диком заснеженном лесу: «Мы достали скафандры и спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Выбросили жесткую часть, а оставшееся, девять слоев покрытой дедероном алюминизированной фольги, надели на себя. Сверху, как две сосиски, обмотались парашютными стропами. Так и сидели всю первую ночь». На следующий день недалеко от места приземления, в мелколесье спустился десант спасателей на лыжах. Они пробились к космонавтам по глубокому снегу и вырубили лес под площадку для приземления вертолёта. Только на третий день Леонова и Беляева доставили на Байконур.

Оценку подвига, совершенного космонавтами, дал Главный конструктор: «Перед экипажем «Восхода 2» была поставлена сложнейшая, совершенно иная, нежели в предшествующих полетах, задача. От ее успешного выполнения зависело будущее космонавтики…. Полет показал, что люди могут выходить из корабля и жить в свободном космосе, работать так, как это окажется необходимо…». На государственной комиссии Алексей Архипович произнес доклад, ставший самым кратким в истории космонавтики: «В открытом космосе можно жить и работать».

В отечественной практике полет «Восхода 2» по праву считается одним из самых напряженных. На праздновании 35-летия выхода в космос выдающийся конструктор и соратник Королева Борис Черток сказал Леонову: «Ты чудом выжил! Там было все так «сыро», так непонятно…. Королев после старта ходил и повторял: «Куда же я их отправил!». Так что - поздравляю тебя!». К слову, американцы также планировали выход человека в космическое пространство и намеревались осуществить это первыми. Выход же советского космонавта в космос правительство США расценило как очередной вызов и активизировало все свои усилия. Информацию о готовящемся полете NASA обнародовало 25 мая 1965 года, и уже 3 июня стартовал «Джемини 4» с астронавтами Уайтом и Макдивиттом на борту. На американском аппарате не было никакой шлюзовой камеры, перед тем как открыть входной люк, астронавтам пришлось откачать весь воздух из кабины. В открытый космос «выплыл» Уайт, а Макдивитт снимал его на кинокамеру. С кораблем американца связывал фал длиной в семь с половиной метров, через него же поступал кислород для дыхания.

С 1965 по 1967 год Алексей Архипович являлся заместителем командира отряда космонавтов, а с 1967 по 1970 входил в группу, готовившуюся по программе облета Луны (Протон-Зонд) и посадке на спутник Земли (Н1-Л3). Дата полета «Зонд 7» была уже назначена на 8 декабря 1968, но в итоге его отменили из-за неотработанности носителя и корабля. В итоге приоритет остался за американцами, совершившими аналогичный полет 21-27 декабря 1968. В дальнейшем Алексей Архипович являлся одним из двух кандидатов на участие в программе по высадке советского космонавта на поверхность Луны, которая также была отменена. За период с 1971 по 1973 годы Леонов пять раз проходил подготовку в качестве командира экипажей для космических полетов по разным программам, однако по не зависящим от него причинам все они были отменены.

В 1969 году Алексей Архипович нежданно-негаданно стал невольным свидетелем покушения на Леонида Брежнева. 22 января Москва встречала членов экипажей кораблей «Союз 4» и «Союз 5», возвратившихся с орбиты всего за несколько дней до этого. Машина, в которой сидели космонавты Леонов, Николаев, Береговой и Терешкова, по дороге из аэропорта в Кремль была обстреляна младшим лейтенантом Виктором Ильиным, решившим, что в их автомобиле находится Генсек. К счастью, Алексей Архипович не пострадал, хотя у Георгия Берегового было изрезано лицо осколками стекла, а Андриана Николаева ранило в спину.

В конце 1972 года супердержавы СССР и США приняли решение осуществить совместный космический полет и в ходе него выполнить стыковку кораблей двух разных стран. Критерии отбора космонавтов каждая сторона определяла самостоятельно, однако необходимыми условиями являлись: высочайшая профессиональная квалификация, глубокие познания в области техники, способность работать с оборудованием и системами обоих кораблей, отличное знание языка страны партнера и готовность к проведению обширной программы научных наблюдений и опытов. Советский Союз представляли Леонов (командира экипажа) и Кубасов, США - Стаффорд, Бранд и Слейтон. Алексей Архипович вспоминал: «Полет по программе ЭПАС был чрезвычайно политизированным. Началось все со страшного недоверия. Руководителем программы со стороны США был Дэвид Скотт. Он всем только и говорил, как у нас все плохо. Как-то раз я его отвел «побеседовать»: «Дорогой Дэвид, ты ведь знаешь, что мы исполняем волю наших народов. Нам доверили такую трудную задачу, и мы обязаны сделать все от нас зависящее. Не нужно искать, что и у кого плохо. Я могу тоже тебе рассказать, что у вас плохо». В следующий раз, когда мы собрались, Скотта уже не было, а руководителем программы стал Сернан». В июле 1975 совместный полет по программе ЭПАС был успешно осуществлен, открыв новую эпоху в освоении космоса. Впервые в истории прошла стыковка советского «Союза 19» и американского «Аполлона», было проведено множество медико-биологических, астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

В отставку генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов вышел в марте 1992 года. До 2000 года он трудился на посту президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал», а затем перешел на должность вице-президента «Альфа-банка». Ныне легендарный космонавт проживает в загородном доме под Москвой, который сам спроектировал и построил.

За свою долгую и насыщенную карьеру Алексей Архипович принимал участие во множестве международных конгрессов и научных конференций, сделал около тридцати докладов, написал несколько книг. Ему принадлежат четыре изобретения и свыше дюжины научных трудов в области космонавтики. Леонов дважды Герой Советского Союза и обладатель множества орденов и медалей, почетный гражданин более тридцати городов мира. Свыше двух десятков лет Алексей Архипович сотрудничает с Российским Государственным архивом научно-технической документации, передав из личного собрания уникальные документы о совместных тренировках советских космонавтов и американских астронавтов, а также множество любительских фильмов об отечественных покорителях космоса.

Со своей будущей супругой, Светланой Павловной Доценко, Алексей Архипович познакомился еще во время учебы в авиационном училище. Впоследствии у них родилось две девочки - Оксана и Виктория. Самым любимым хобби Леонова всю жизнь была и остается живопись, которой космонавт увлекся еще в юные годы. Леонов является автором свыше двухсот картин и пяти художественных альбомов, среди которых преобладают космические пейзажи, однако встречаются и земные ландшафты, а также портреты друзей. Работать космонавт предпочитает акварелью, голландской гуашью и маслом. Также у Леонова собрана большая библиотека по искусству, включающая множество редких книг, он посетил все крупнейшие зарубежные картинные галереи и музеи, лично был знаком с Пикассо. В 1965 году Алексея Архиповича избрали членом Союза художников СССР. Среди других его увлечений можно отметить чтение книг, охоту, фото- и киносъемку. Леонов - обладатель второго разряда по велоспорту и третьего разряда по фехтованию, профессионально занимался метанием копья и легкой атлетикой.

Свою книгу «Выхожу в космос» Алексей Архипович заканчивает такими словами: «Выход в космос - это одна из сложнейших операций на орбите, требующая большого мастерства, тщательной подготовки и огромного мужества. Я смотрю по телевидению на нынешних космонавтов, слушаю их доклады на Землю и каждый раз заново переживаю свой полёт. Я завидую им и от всего сердца желаю успехов».

По материалам сайта http://www.vokrugsveta.ru/ и из интервью с космонавтом на http://www.pravoslavie.ru/ и http://88.210.62.157/content/numbers/237/40.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Полет Юрия Гагарина в космос стал грандиозным событием для всего человечества. Имя первого космонавта вошло в мировую историю. О подробностях первого космического путешествия, опасностях, которые подстерегали человека в неизведанных пространствах Вселенной, вы узнаете из этой статьи.

Цель полета

Во время первого полета на космическом корабле "Восток" Гагарин должен был совершить один виток вокруг Земли. Высота полета должна была составлять 180-230 километров, продолжительность - 80 минут. Во время внеземного путешествия космонавту необходимо было узнать, как человек чувствует себя в космическом пространстве на специально оборудованном для его жизнедеятельности корабле, оценить работу всех систем летательного аппарата, проверить связь с Землей. Гагарин должен был убедиться в том, что средства приземления космонавта и корабля являются безопасными и надежными. Сколько длился полет Гагарина? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Возможные риски

СССР участвовал в космической гонке. Появилась информация, что в 1961 году (20 апреля) американцы планируют отправить человека в космос. Поэтому решение о том, кто станет первым космонавтом, принималось очень быстро. На заседании ГК утвердили кандидатуру Юрия Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Корабль "Восток" также создавался в короткие сроки. Оборудование летательного аппарата было значительно упрощено. Конструкторам пришлось пожертвовать системами мягкой посадки корабля и аварийного спасения на старте. Кроме того, на корабле отсутствовала дублирующая тормозная установка. Это решение было мотивировано тем, что на такой низкой орбите сойдет с траектории и упадет на Землю сам вследствие естественных причин - торможения о верхние слои атмосферы. Этот процесс, по расчетом специалистов, должен был занять десять дней. На это же время были рассчитаны О том, сколько длился космический полет Гагарина в действительности - далее.

Старт

Запуск космического корабля "Восток" был осуществлен в 09:07 по московскому времени, в 1961 году, с На борту находился Гагарин - пилот-космонавт, решившийся на покорение космического пространства, несмотря на возможный риск для жизни и здоровья. Перед стартом Юрий сказал ставшую легендарной фразу: "Поехали!" "Восток" сработал удовлетворительно, однако на последнем этапе отказала система радиоуправления, поэтому выключение двигателя третьей ступени произошло уже после того, как корабль оказался в космосе. Реальная высота орбиты, по которой начал двигаться космический аппарат, превышала расчетную на 100 км. По рассекреченным данным, ее параметры составляли 327х180 км. Если бы система торможения корабля не сработала, то под воздействием атмосферы аппарат мог возвращаться на Землю от 20 до 50 дней. Это означало бы неминуемую гибель космонавта. О том, сколько длился полет Гагарина, теперь известно каждому. К счастью, путешествие Юрия закончилось благополучно.

На орбите

В тот же самый день весь мир узнал о том, сколько минут длился полет Гагарина - космонавт находился на борту корабля "Восток" 108 минут. Все это время Юрий проводил простейшие эксперименты: пил, ел, пробовал писать. Попытка Гагарина положить карандаш рядом с собой привела к тому, что тот моментально уплыл. Космонавт сделал вывод, что необходимые предметы в космосе нужно привязывать. Все свои наблюдения Юрий записывал на магнитофон. Поскольку перед полетом ученым было неизвестно, насколько стабильной окажется психика человека в космосе, пульт управления кораблем был заблокирован. Пароль находился в специальном конверте, который Гагарин должен был вскрыть на орбите. По легенде, заветную комбинацию цифр (125) доброжелатели сообщили Юре еще до полета.

Внештатная ситуация

Сколько длился полет Гагарина? Он мог оказаться гораздо более коротким и закончиться гибелью первого космонавта, потому что посадка корабля оказалась не менее опасной, чем запуск. Система торможения, сконструированная Исаевым, сработала с небольшим изъяном. Автоматическое разделение отсеков не состоялось, в результате чего перед входом в верхние слои атмосферы космический аппарат беспорядочно швыряло из стороны в сторону со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не потерял самообладания и сообщил на Землю о внештатной ситуации в условном выражении. К счастью, тросы приборно-агрегатного отсека перегорели в более плотных слоях атмосферы, и он наконец отделился от корабля. Дальнейшее приземление аппарата проходило в более спокойном режиме. Сколько длился полет Юрия Гагарина? Всего 108 минут, а сколько событий произошло за этот короткий период времени!

Перегрузки

Спуск корабля "Восток", как и всех остальных космических аппаратов этого же класса, проходил по баллистической траектории. Это означало, что космонавт при посадке испытывал десятикратные перегрузки. Юрия готовили к этому испытанию, и он его успешно выдержал. О том, сколько длился полет Гагарина, знали все ученые и конструкторы, имеющие отношение к запуску первого человека в космос, ведь они следили за кораблем в режиме реального времени. Однако вряд ли у космонавта была возможность следить за временем. Психологические нагрузки оказались намного сильнее физических. После входа корабля в плотные слои атмосферы металлическая обшивка начала плавиться под воздействием высокой температуры, величина которой повышалась до 3-5 тысяч градусов. Струйки жидкого металла стекали по стеклам иллюминаторов. Кабина корабля угрожающе потрескивала. Выдержать такую нагрузку на психику было сложно даже подготовленному к любым неожиданностям космонавту. Интересно, что наручные часы Гагарина в полете с честью выдержали испытание перегрузками и исправно работали во время всего путешествия.

Жесткая посадка

После того как "Восток" опустился до отметки семь километров над Землей, Гагарин катапультировался. Капсула и космонавт начали спускаться на землю по отдельности, каждый на своем парашюте. В абсолютно герметичном скафандре не сразу раскрылся дыхательный клапан. Космонавт чуть не погиб. Последним испытанием оказалась угроза погружения в ледяное течение Волги. Умело управляя стропами, Гагарин сумел избежать этой опасности. Он приземлился в нескольких километрах от берега реки.

Встреча на Земле

То, сколько длился полет Гагарина в космосе, уже не имело значения. Благодаря своему мужеству, невероятной выдержке и воле к победе космонавт навеки запечатлел свое имя на страницах мировой истории. Задача была выполнена. Первым исследователем космического пространства оказался наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И это событие трудно переоценить. Из-за сбоев в работе тормозной двигательной установки приземление состоялось не в запланированной местности, районе Сталинграда, а в Саратовской области, в окрестностях города Энгельса. По официальной версии, первым заметил Гагарина ефрейтор В. Г. Сапельцев, а встретил и доставил первого космонавта в ближайшее военное подразделение майор А. Н. Гассиев. Однако по другим сведениям, первыми, кого встретил Юрий после приземления, оказались Анна, жена лесника, и ее внучка Маргарита. Позже к месту происшествия прибыли военные и местные жители. Гагарина отвезли в военную часть, откуда первый космонавт отрапортовал местному командиру ПВО об успешно выполненном задании.

Слава герою!

Юрий Гагарин стал человеком-символом, сделавшим первый шаг в неизведанные просторы Вселенной. Общеизвестно, что он полетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. На простого русского парня посыпались всевозможные премии и награды. назвала его не земным человеком, а "небесным" и, вопреки этикету, сфотографировалась с ним. Солнечная улыбка Гагарина стала настоящим брендом. Юрий достойно выдержал испытание славой. Его подвиг показал всему миру, на что способен русский человек. И в настоящее время мы гордимся, что именно наши соотечественник совершил первый полет в космос. Золотая медаль им. Ю. Гагарина вручается астронавтам и космонавтам, внесшим свой вклад в Федеральное космическое агентство учредило специальную награду - знак Гагарина. Именем первого космонавта названы многие площади, районы, улицы, бульвары, проспекты. Город Гжатск, в котором Юрий провел детство, переименован в Гагарин. О том, сколько времени длился полет Гагарина, знают во всем мире. Имя космонавта повторяют на разных языках с гордостью и восхищением.

1. Самый первый в истории человечества космонавт Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Его полет продлился 108 минут. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. Кроме того, его наградили «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ — это дата совершенного полета и инициалы первого космонавта.

2. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6». Кроме того, Терешкова — единственная женщина, совершившая одиночный полет, все остальные летали только в составе экипажей.

3. Алексей Леонов — первый человек, который вышел в открытый космос 18 марта 1965 года. Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. Во время пребывания в открытом космосе его скафандр разбух и препятствовал возвращению обратно в корабль. Войти космонавту удалось только после того, как Леонов стравил из скафандра лишнее давление, при этом залез он внутрь корабля вперед головой, а не ногами, как полагалось по инструкции.

4. Первым на лунную поверхность ступил американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года в 2 часа 56 минут по Гринвичу. Спустя 15 минут к нему присоединился Эдвин Олдрин . Всего на Луне космонавты провели два с половиной часа.

5. По числу выходов в открытый космос мировой рекорд принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву . Он совершил 16 выходов общей продолжительностью более 78 часов. Суммарный налет Соловьева в космосе составил 651 сутки.

6. Самым молодым космонавтом является Герман Титов , на момент полета ему было 25 лет. Кроме того, Титов также является вторым советским астронавтом в космосе и первым человеком, совершившим длительный (более суток) космический полет. Полет длительностью 1 день 1 час космонавт совершил с 6 на 7 августа 1961 года.

7. Самым пожилым космонавтом, совершившим космический полет, считается американец Джон Гленн . Ему было 77 лет, когда он участвовал в полете на корабле «Дискавери STS-95» в октябре 1998 года. Кроме того, Гленн установил своего рода уникальный рекорд - перерыв между полетами в космос у него составил 36 лет (первый раз он был в космосе в 1962 году).

8. Дольше всех на Луне пробыли американские астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмит в составе экипажа «Apollo 17» в 1972 году. Всего космонавты находились на поверхности земного спутника 75 часов. За это время они совершили три выхода на лунную поверхность общей продолжительностью 22 часа. Они были последними, кто побывал на Луне, и, по некоторым данным, оставили на Луне небольшой диск с надписью «Здесь человек завершил первый этап освоения Луны, декабрь 1972 года».

9. Первым космическим туристом стал американский мультимиллионер Деннис Тито , который отправился в космос 28 апреля 2001 года. При этом де-факто первым туристом считается японский журналист Тоёхиро Акияма , за полет которого в декабре 1990 года заплатила Токийская телевизионная компания. Вообще, космическим туристом не может считаться человек, полет которого оплачивала какая-либо организация.

10. Первым космонавтом Великобритании стала женщина - Хелена Шармен (Helen Sharman), которая отправилась в полет 18 мая 1991 года в составе экипажа «Союз ТМ-12». Она считается единственным космонавтом, летавшим в космос в качестве официального представителя Великобритании, все остальные имели помимо британского гражданство другой страны. Интересно, что до того как стать космонавтом, Шармен работала химиком-технологом на кондитерской фабрике и откликнулась на обращение о конкурсном отборе участников космического полета в 1989 году. Из 13 000 участников выбрали именно её, после чего она приступила к тренировкам в подмосковном Звездном городке.

Кто сделал второй в мире автомобиль? Кто оказался в Америке сразу после Колумба? А может быть кто-то помнит, кого обогнал Усейн Болт? Вот и в космической гонке, как и в любой другой, вторые не запоминались.

Открыто, выходите

Астронавт Эдвард Уайт вышел в открытый космос 3 июня 1965 года. Для 60-х - очень знаковое событие. На тот момент его можно было бы сравнить с полетом Юрия Гагарина, если бы не одно но. За четыре месяца до Уайта в тогда еще "закрытый" открытый космос вышел Алексей Леонов.

Выход американского астронавта сопровождался некоторыми сложностями. Запланированный на второй виток, его пришлось перенести на третий из-за усталости и некоторого волнения после старта. Затем покинуть корабль Уайту не давал заклинивший люк. Он же доставил экипажу трудности при возвращении. Уайт пробыл в открытом космосе 20 минут - почти на восемь больше, чем Леонов. Но сколько из них он думал о том, что до него здесь уже побывали?

Космос. Начало

По сути, первым в космосе появилось радио - освоение бесконечного пространства началось с запуска искусственного спутника Земли. И говорить о том, что все последующие запуски никто не запомнил, было бы неверно, так как каждый следующий космический аппарат в чем-то был первым. Так получилось и со вторым искусственным спутником Земли. "Спутник-2" стал первым аппаратом с пассажиром на борту.

Собака Лайка стала первым живым существом в космосе. Правда она же стала и первым мертвым существом на орбите. Лайка выдержала четыре витка вокруг Земли, однако из-за ошибок в расчете площади спутника и отсутствия системы терморегуляции, температура внутри аппарата выросла до 40 градусов и собака умерла от перегрева. Сам спутник совершил 2370 витков вокруг Земли и сгорел в атмосфере через полгода после запуска.

Герман и Алан

По всем канонам, вторым космонавтом должен считаться Герман Титов. Перед ним стояли уже более широкие задачи, чем перед Юрием Гагариным. Вообще, включать Титова в текст про не успевших, не совсем честно. Он стал первым человеком, совершившим длительный космический полет, продолжавшийся более суток. То есть, он уже летел не просто отметиться.

Интереснее с точки зрения серебряных призеров выглядит полет Алана Шепарда. Он состоялся после Гагарина, но до Титова. Именно его полет в космос считается вторым, хотя в отличие от советских космонавтов Шепард не выходил на орбиту. В общем, американец, по сути, не слетал, а заглянул в космос. Ракета вывела его капсулу на баллистическую траекторию. Шепард поднялся на высоту в 186,5 километра, посмотрел на Землю из космоса и пошел на снижение. Весь полет занял чуть больше 15 минут.

Что чувствовали Шепард или Гагарин человеку, не бывавшему в космосе, понять сложно. Но вот поставить себя на место первооткрывателя и его последователя можно попробовать. Понимавший свою роль Гагарин перед стартом сказал свое знаменитое "Поехали!". Его американский коллега, знавший, что он уже не первый, сказал перед запуском: "Не облажайся, Шепард" (Don"t fuck up, Shepard).

Женщина на корабле

Несмотря на всю толерантность и политкорректность, второй женщиной в космосе после Валентины Терешковой также стала гражданка СССР. За все 19 лет между полетами Терешковой и Светланы Савицкой ни одна уважающая или не уважающая себя американка так и не побывала на орбите.

Вторая женщина-космонавт отправилась в экспедицию в составе экипажа "Союз Т-7" вместе с Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Это был полет с пересадками. "Союз Т-7" Савицкой пристыковался к станции "Салют-7", где уже находились Анатолий Березовой и Валентин Лебедев со своим кораблем "Союз Т-5". Спустя почти восемь суток совместного проживания и экспериментов экипажи поменялись кораблями. Савицкая, Попов и Серебров отправились на Землю на "Союзе Т-5". Лебедев и Березовой отправились домой лишь через четыре месяца.

Fly Me To The Moon

В какой-то момент американцам надоело быть вторыми, и в космическую гонку начали вкачиваться такие деньги, которые СССР собрать не смог. США начали лунную программу.

Как и любая франшиза с существенными финансовыми вливаниями, американская лунная программа стала масштабной, многосерийной и местами драматичной. Тут вам и шесть высадок на поверхность Луны, и почти трагический, но с благополучным исходом полет "Аполлона-13" (описать его подробно в рамках этого текста невозможно, да и кино, конечно же, уже снято). Тем не менее, при упоминании о лунной программе США все равно вспоминается первая высадка и Нил Армстронг с его маленьким шагом для человека, и большим для человечества.

Вторым высадку на Луне в 1969 году совершил экипаж "Аполлона-12". Эпичные фразы для этого события закончились уже тогда, поэтому, ступая на поверхность спутника Земли, невысокий Чарльз Конрад смог только вспомнить о своем предшественнике Армстронге и его первом шаге: "Возможно, для Нила он был маленький, но для меня — большой". В целом экипаж почти полностью выполнил свою расширенную по сравнению с "Аполлоном-11" программу полета. Не удалось лишь провести два сеанса телетрансляции из-за сломавшейся камеры.

Удар по бездорожью

Когда Луна была уже затоптана астронавтскими сапогами, смысла бегать по чужим следам уже не было. СССР решил ответить двухсерийной франшизой "Луноход". Планировался и третий запуск, однако ракету-носитель стали активно использовать для вывода на орбиту спутников-связи и подбросить до Луны аппарат было некому. "Луноход-3" подарили музею "НПО имени Лавочкина", где он и находится до сих пор.

А вот второй "Луноход", который по логике этого материала, никто не должен был запомнить, установил несколько рекордов. На спутник Земли он был доставлен 15 января 1973 года, и работал до 4 июня того же года. "Луноход-2" установил рекорды по продолжительности активного существования, пройденному расстоянию (42,1-42,2 километра), скорости движения и по продолжительности активных действий.

Эпоха космических маршруток

Монополия на многоразовые аппараты принадлежала американцам. Первым многоразовым кораблем США был шаттл "Колумбия". Свой первый полет он совершил в очень символичную дату - 12 апреля 1981 года.

Второй полет шаттла состоялся 12 ноября 1981 года, и это тоже была "Колумбия". Ну, хотя бы потому, что ему надо было подтвердить статус многоразового корабля. То есть, это был первый полет в истории, когда космический аппарат использовался повторно. Полет стал самым коротким за всю историю программы Space Shuttle.

Однако в этом тексте про догоняющих невозможно не упомянуть "Буран". Да, он стартовал спустя семь лет после первого полета "Колумбии", да у него был всего один полет, но зато какой. На орбиту "Буран" вывела ракета-носитель "Энергия". Корабль сделал два витка вокруг Земли за 205 минут, а затем в автоматическом режиме совершил посадку на аэродроме "Юбилейный" космодрома Байконур. В ходе приземления произошла нештатная ситуация, которая дополнительно подчеркнула успех испытания. Получив данные о погоде автоматика "Бурана" догадалась дополнительно погасить скорость, зайдя на посадку против штормового ветра. Так советский челнок перехитрил своих создателей, появившись не с той стороны, с которой его ждали. Погубило программу "Буран" лишь отсутствие финансирования.

Летайте звездолетами Роскосмоса

Что касается туристов, то вспомнить, кто был вторым без помощи интернета оказалось действительно трудно. Причем первый - Деннис Тито - всплыл в памяти довольно быстро.

Вторым космическим туристом стал айтишник-миллионер из ЮАР Марк Шаттлуорт. Несмотря на "шаттл" в своей фамилии, на орбиту он отправился на корабле "Союз ТМ-34". Как и Тито, Шаттлуорт выполнил главное условие для полета в космос - 20 миллионов долларов. Его подготовка длилась год, в том числе семь месяцев в Звездном городке. Второй космический турист провел на борту Международной космической станции восемь дней. Он принял участие в экспериментах на борту МКС и вернулся на Землю 5 мая 2002 года.