Национальный парк там кок. Вьетнам. Красоты Там Кок в Ниньбинь (Tam Coc, Ninh Binh) Как это работает

Форесту Гампу больше всего во Вьетнаме понравилось то, что там всегда было куда идти. А вот если Вам, путешествуя по этой стране, доведется побывать в национальном парке Там Кок (что в переводе означает «три пещеры»), то по душе уж точно придется то, что там всегда есть, куда плыть. Совершив прогулку по живописной реке Ngo Dong, туристы имеют возможность увидеть пещеры Hang Ca, Hang Giua и Hang Cuoi.

Там Кок – одно из самых посещаемых туристических мест. Арендовав лодку и отправившись в путешествие по реке, можно любоваться живописными желто-зелеными , которые простираются вдоль берегов, а также отвесными известняковыми скалами, их высота достигает 100 м.

Настоящей изюминкой путешествия станет посещение карстовых пещер. Поток воды вымыл эти сквозные пещеры в скалах, образовав естественные гроты. Hang Ca – самая длинная из пещер, она тянется на 127 м, при этом ее потолок достаточно невысок, поэтому зачастую приходится пригибать голову, проплывая по ней. Второй грот, Hang Giua, примерно в два раза короче, длина Hang Cuoi и того меньше – 46 м. Туристов обычно привлекает царящая здесь тишина и спокойствие, правда, порой оно может быть нарушено местными жителями, норовящими продать всевозможные сувениры и изделия ручной работы.

Проснувшись утром и позавтракав в кафе, находившемся неподалеку от нашего отеля, мы взяли в аренду байк и отправились в Национальный парк Там Кок, который находится в 10 км от города Ниньбинь. На улице было прохладно. Декабрь не лучший месяц для посещения этих мест. "Три пещеры" - именно так переводится название парка Там Кок. Это уникальное место известное на весь Вьетнам. Именно там река Ngo Dong проложила свой путь сквозь высокие скалы и пещеры, удивляя и восхищая туристов красивыми пейзажами. "Халонгом на суше" называют местные вьетнамцы это место, и название это вполне оправдано. Скалистый пейзаж этой местности очень напоминает известную бухту Халонг, только вместо водной глади Южно-китайского моря, здесь реки и рисовые поля.

Мы оставили свой байк на платной стоянке, за 10 000 донгов. Конечно можно было припарковать его вдоль дороги и бесплатно, но намного безопасней пользоваться платными стоянками, так как не удивлюсь если и сами вьетнамцы, в отместку за то, что мы не воспользовались услугами платной стоянки проткнут колеса или угонят байк. Выйдя к спускающимся к реке ступенькам, мы увидели множество лодок, которые ждут туристов желающих отправится в небольшое путешествие по реке.

Рядом находилась будка, где продавали билеты. Билет на одного человека выходит 170 000 донгов. Еще нас попросили доплатить 50 000 донгов за двоих, за что я так и не понял. Вьетнамско-английский язык сложноват для понимания. Итого за билеты мы отдали 390 000 донгов. Нас посадили в одну из лодок, нашим водителем была вьетнамская бабушка. Она очень умело управляла лодкой с помощью ног. Представляете, она гребла небольшими веслами, зарепленными в уключины, используя только ноги. Я слышал об этом раньше, но увидеть это своими глазами конечно интересно. "Мне семьдесят лет" - сказала наша проводница. Не знаю правду она сказала или нет, но для семидесяти лет она выглядела очень бодро, и очень ловко работала ногами. Хотя может быть такая работа и повлияла на ее хороше состояние в 70-летнем возрасте. Она была полна сил. Тем временем мы оказались в долине.

Когда мы отправились на лодке в путь, из туристов мы были совершенно одни, но затем наша проводница нагнала еще несколько лодок, после чего мы двигались небольшой группой состоящей из четырех лодок. Большой плюс посещения парка Там Кок в декабре это - небольшое количество туристов. Когда мы смотрели фотографии тех, кто путешествовали в этих местах в высокий сезон, мы ужаснулись как много лодок с туристами находилось на этой реке! Лодки шли одна за другой, непрерывным потоком. И точно такой же встречный поток лодок шел им на встречу.

Было холодно, но мы успокаивали себя тем, что в это время очень мало туристов. Встретили большую группу туристов мы только при возвращении к месту стоянки.

В пути встретили местных торгашей на своих лодках. И удивились почему они не подъехали к нам. Оказалось, что более близкая встреча с ними нас ждала чуть позже, на обратном пути.

Скалы, река, заросли и пещеры... Такое чувство, что все смешалось и повторяется снова и снова!

Мы действительно проплыли сквозь три пещеры. Две из них были длинной не более 15-30 метров. А одна оказалось в длинну почти 100 метров. Это мне напомнило путешествие на каяке по пещерам в бухте Халонг. После последней пещеры наша лодка вместе с другими, развернулась и мы отправились в обратный путь. Вот тут нас и ждала встреча с торгашами, мимо которых мы проплывали. Наши проводницы остановили лодки и торгаши ринулись предлагать нам свой товар. Бананы, воду, сувениры, магнитики, шляпы, палочки и многое другое, чего и так в изобилии можно найти во всех местах, туристических и не очень. Конечно, цена была завышена. Мы, а также туристы с соседних лодок попытались объяснить, что это нам не нужно, что можно отправляться дальше, но торгаши не унимались, а наши водители не спешили увозить нас от них. Я уже писал о том, что вьетнамцы не понимают слово "No, thanks". Очередной раз мы убедились в этом. Теряя надежду на то, что нам получится втюхать какой-нибудь товар, торгашка пошла на крайние меры. Она стала уговаривать меня, чтобы я купил что-нибудь для нашей старушки, которая гребет веслами, и наверное ужас как устала. Честно говоря мы с моей девушкой были в шоке. Мы не бесплатно катаемся тут по реке, и поехали сюда не с целью поглазеть на товары, которых и так предостаточно на каждом шагу, мы отправились сюда любоваться природой и красотой, а нас раскручивают любыми способами на покупку ненужного нам барахла. Наши водители продолжали стоять и ждать, чем же это все закончится. Я отвернулся от торгашей, считая, что бесполезно, что-то говорить или как-то отказываться...

Через какое-то время ситуация повторилась, только теперь товары предлагали уже старушки, которые нас везли. Они остановились, достали из-под сидения тряпки и стали предлогать купить их. Я смотрел как французы, находящиеся в соседних лодках, устало отнекиваются. Один посмотрел на меня и сказал мне что-то по-французки. Я ответил, что не говорю на французком, но по глазам все понял. Мы поняли друг друга без слов. Наша старушка поступила благоразумно и не стала навязывать нам свое тряпье.

Мы двигались дальше. Встретили еще группу туристов среди которых были китайцы и индусы. Вокруг них на лодках кружились вьетнамцы-фотографы. Это еще одна напасть этой местности или незамысловатая бизнес схема по выбиванию денег из туристов. На лодках они подплывали к "несчастным" путешественникам с целью сделать фото. Некоторые китайцы и индусы отмахивались от них руками, отворачивались и прятали лица, всячески пытаясь отвадить пресловутых "бизнесменов". Это было похоже на охоту папарацци на знаменитостей.

Как мы позже увидели некоторые фотографы сидели в горах и кустах. На нас велась фотоохота, чтобы в дальнейшем продать нам неуклюже сделанные, непрофессиональные фотографии. Весь этот навязчивый сервис, начиная от торгашей и заканчивая фото-услугами, портит приятное впечатление от посящения этого удивительного места.

Подъезжая к берегу мы рассуждали о том, что как мало встречали хороших людей во Вьетнаме. Их можно пересчитать по пальцам. Мы решили что наша старушка будет относится к их числу, так как она не пыталась нам что-то продать или навязать. Не успели мы об этом договорить как она стала требовать с нас пожертвование, денег, словами: "TIP ME"! Мы не сразу поняли, что она от нас хочет. Вначале мы подумали, что она хочет денег за оплату лодки, но мы показали ей билеты и стали объяснять что за все оплатили официально, и что именно из будки нас посадили к ней в лодку. Но она не унималась. На все наши вопросы: За что деньги? Она твердила "TIP ME", "TIP ME"! Позже я догадался, что она просто хочет денег, но желания давать ей что-то у меня пропало. Настроение она нам окончательно испортила! Сойдя на берег мы осознали, что мог быть и гораздо худший вариант: Она могла не подплывать к берегу пока мы не дадим ей денег.

Немного раздраженные этой ситуацией, проклиная вьетнамскую жадность мы пошли на стоянку забирать байк. И пока одевали шлемы нам открылась еще одна неприятная грань вьетнамцев! Один турист из китайской группы шел по направлению к туалету, который был рядом со стоянкой. На вопрос сколько стоит ему ответили 10 000 донгов. Покапавшись в кошельке он вывернул его и показал что у него только 5000 донгов или 500 000 донгов одной купюрой. Женщина решила его не пропускать! Он стал говорить я пройду, и потом принесу мелочь, так как по всему виду было понятно что он едва сдерживается от нужды. Его все равно не стали пропускать. Он начал кричать: " Я там заплатил, здесь заплатил, за стоянку заплатил и вы не хотите меня пускать?". Затем прошел не спрашивая, а стоявшие вьетнамцы, вместе с той, которая его не пропускала, просто стали смеятся! Отвратительное отношение к туристам и к людям! Несмотря на всю природную красоту Вьетнама, нам запомнилось просто потребительское отношение вьетнамцев к другим людям, это если мягко сказать.

Позже мы на байке катались по дорогам в этой гористой местности, в одном месте, рядом с очередной пагадой, которая является туристическим местом, на дорогу перед нами просто выбежала вьетнамка, зазывая нас поставить байк на ее стоянку, тем самым чуть не создав аварийную ситуацию. Я остановился, оглянулся на нее недоумевающе, а она побежала за нами! Как вам такое дикарство? Я просто решил уехать дальше, слыша за спиной какой-то крик вслед. В другом месте, когда я остановился на байке и разглядывал куда отправится дальше, выбежала женщина и стала дергать меня за рукав, чтобы я поставил байк у нее на стоянке! Я посмотрел на нее с вопросом на глазах: "Зачем ты меня дергаешь?". А она продолжала: "ставь байк сюда, ставь сюда!" И ее не волнует, планировал я остановку в этом месте или нет! Ставь байк и плати - вот все, что ее волнует!

Если меня спросят: "Чем запомнился национальный парк Там Кок?" То я отвечу, что он запомнился именно таким отвратительным отношением вьетнамцев! Красота природы уходит на второй план и меркнет в сравнении с отношением вьетнамцев к людям!

Красота окрестностей...

В следующей статье я напишу о том как мы поднимались на

Путешествуя по странам и городам, незаметно для себя, подсознательно делишь все эти маршруты на «места», как бы раскладываешь моменты путешествий по полочкам памяти. Есть места, в которых было солнечно, жарко и зелено. Есть места, в которых зуб на зуб не попадал, но дух захватывало от окружающей красоты. Есть места, в которых было вкусно и лениво. Есть такие, о которых лучше и не вспоминать, но они прочно прописались на своей полке и не хотят уходить. Да-да, бывают и такие, неисповедимы пути. Есть места, которые и вовсе даже не места, так — проходные территории, пристанища для ночёвок, они через неделю или месяц уже почти испаряются из памяти.

Но есть места, по которым, спустя месяцы и даже годы, продолжаешь мысленно прогуливаться снова и снова, где-то замедляя ход, где-то останавливаясь, любуясь их красотой и всматриваясь в детали. Эти места, их атмосфера впитаны всей душой, растворились в ней, стали её частью. Они снятся по ночам, они всплывают в памяти, когда им самим вздумается, и вновь и вновь окатывают сердце тёплыми волнами восторга, трепета, умиротворения.

Одно их таких мест — провинция Нинь Бинь на севере Вьетнама, недалеко от Ханоя. Собственно, сам городок Нинь Бинь (Ninh Binh) ничем особым не отличается от других вьетнамских городов. Та же суета, те же бесконечные торговые лавки на первых этажах, те же не смолкающие ни на секунду «би-би» машин и мотобайков на улицах. Типичный вьетнамский город. Но вокруг него столько чудесных уголков и, прежде всего, Национальный парк Там Кок (Tam Coc). И это делает Нинь Бинь особым местом .

Мы прибыли в Нинь Бинь на поезде из Хюэ и от вокзала до места — до самого Национального парка Там Кок — доехали на такси. Расстояние километров 10. Мы заранее забронировали там на пару ночей отель, который Татьяна выбрала по отзывам и фотографиям. Называется он The Long Hotel — длинный отель. Он и в самом деле довольно пространный со всеми его наружными лестничными пролетами, высокими этажами. Построен, похоже, годах в 80-х прошлого века или даже раньше, весь такой в санаторном стиле нашей социалистической молодости.

Это самая большая гостиница в… даже не знаю, как точнее назвать: в посёлке, в деревушке, в комплексе — в общем, в Там Кок, или в Тамкок, или в Тамкоке. Во всяком случае, на тот момент — апрель 2014 — она была самой большой. Возможно, сейчас появились и новые большие гостиницы, а они уже строились тогда рядом.

Мы — одни из немногих, кто останавливается здесь на несколько дней. Обычно туристы приезжают сюда на один день, а то и на несколько часов: прокатиться на лодке по реке, посмотреть на природу, некоторые ещё успевают подняться к храму дракона на горе (об этом в отдельной статье) — и всё, программа выполнена. Мы же по местным меркам попали в категорию старожилов. С нами здоровались на рисепшене, в кафешках, знакомили со своими детьми.

С одной из хозяек кафе напротив отеля мы, можно сказать, успели подружиться. Поваром в этом кафе является её муж, и он просто фантастически готовит кальмаров с травой лемон грасс. Хозяева — молодая пара, пустившаяся в предпринимательскую жизнь в её вьетнамском варианте. Мы разговаривали с ними, они рассказывали о своей жизни, о своих планах, Татьяна даже общалась с их маленькой дочкой, рисовала вместе с ней. Да и должок у нас остался: мы обещали написать про них в своём блоге, порекомендовать их кафе. И вот, наконец, мы возвращаем должок и искренно рекомендуем всем, кого магия путешествий занесёт в Нинь Бинь, в Там Кок, в этот удивительный уголок Вьетнама, посетить кафе под названием Viet Bamboo Restaurant. Интересно, как они сейчас там, что у них изменилось за два с половиной года?

Что называется, картинка совпала. Именно так представляла себе это место Татьяна, именно этого она хотела. Почему Татьяна, почему не я? Потому что маршрут выбирала она, и все чудесные места , местечки, уголки во всех странах всегда отыскивает она. И почти всегда мы оба в восторге от её выбора. Вот посмотрите, именно так она увидела это место и именно так хотела: выходя из номера на верхнем этаже, садиться за столик и любоваться потрясающей красотой вокруг.

Говорят, что лучше сначала посетить Нинь Бинь и Там Кок, этот так называемый «Халонг на суше», «Халонг среди рисовых полей», и уж только потом саму бухту Халонг. Так рекомендуют для того, чтобы восприятие «Халонга на суше» не померкло перед впечатлением от бухты Халонг. То есть, сначала посмотри на эти зелёные холмы среди риса на суше, а затем только поезжай на море. Считается, что настоящий Халонг на море по определению эффектнее и однозначно выигрывает у Нинь Биня. Мы так и поступили. В бухте Халонг мы побывали лишь полтора года спустя, в ноябре 2015-го. И вот что мы вам скажем совершенно определённо: и реальный Халонг среди изумрудной глади моря, и «Халонг на суше среди рисовых полей» Там Кок — настолько удивительные, потрясающие места, что совершенно некорректно сравнивать их самодостаточную красоту и уникальность каждого. Таково наше сугубое мнение. Конечно же, кто-то считает иначе. Но после посещения Халонга морского у нас ничуть, ни на малую малость не потускнели более ранние воспоминания о Нинь Бине, Там Коке, об их зелёных величавых скалах среди влажной рисовой зелени у их подножий. Но и бухта Халонг в свою очередь также засияла жемчужиной в копилке наших особых мест .

Несколько дней мы наслаждались здесь невероятными видами. Я забирался на крышу отеля и снимал оттуда округу.

Забавляли вот такие сцены с коровками на дороге перед отелем.

Мы гуляли по набережной вдоль реки, прикасались руками к старым стенам зданий, сидели на ступенях у воды, фотографировали. Вот короткое видео у самого центра набережной Там Кока.

Разглядывали заброшенные хижины под утёсами, которые уже давно пустуют. Да и жил ли кто здесь?

Мы уходили по дорожкам, плутающим среди рисовых полей.

Для местных жителей — это их будни, их повседневный труд, их занятие — выращивать рис. Наверное, это уже давно их образ жизни.

Повсюду, куда ни глянь — рис, рис, рис…

По пути наше внимание привлекли к себе большие кладки отложенной кем-то икры, очень крупной.

Почти все дни нашего здесь пребывания над холмами и полями висел туман, то густой и лохматый, то лёгкий, как дымка. Это придавало местности некую таинственность, размытость. Природа явно увлекалась акварелью, не жалея для своего творчества влаги и белил, а нам даря «очей очарованье».

Порой дорожки выводили в постройкам, как и всё здесь вокруг, очень старым. Вот уже недействующий храм. Внутри велись работы, мужички разбирали здание.

За одним из поворотов дороги обнаружили маленькую пещерку с алтарём внутри. Такие здесь то и дело встречаются. Люди приносят фрукты, зажигают ароматические палочки. Я даже заснял короткий ролик.

А река, следуя своим извилистым руслом, то и дело оказывалась рядом, вновь заставляя нас останавливаться и любоваться открывающимися видами.

В один из дней мы решили отправиться на велопрогулку и доехать до храма, находящегося в скале. Уже сама дорога радовала глаз, и мы то и дело притормаживали и фотографировали. Татьяна, конечно же, не устояла у фантастической красоты дерева, которое, тем более, роняло на землю крупные красные цветки.

Храм оказался довольно близко, километрах в трёх или чуть более от отеля. От дороги он отделён водоёмом, отделанным камнем по периметру и дающим вторую жизнь отражающимся в нём утёсам.

Ну, а нам через небольшой мосток — в храм, вот через эти ворота.

Внутри нас встретил лев.

Здесь к каждой ступени, каждой стене, каждому камню время приложилось всей своей вечностью. Сколько поколений прошло здесь, сколько глаз видели всё это, сколько ладоней трогало эти шершавые камни, сколько молитв послано богам.

Мы поднялись по ступеням к храму и попали на какой-то национальный обряд. Что тут происходило, чему было посвящено, мы, конечно же, не поняли. Но постояли, послушали, посмотрели. Я снял небольшое видео.

Кроме нас, зрителей ещё немного прибавилось — и местных, и приезжих.

Немного посмотрев и послушав, мы отправились в обратный путь. Благо мы были на колёсах, да и ехать было совсем недалеко.

Я продолжу рассказывать о нашем пребывании в Нинь Бине и покажу фото и видео нашей прогулки на лодке (самая популярная экскурсия по Там Коку). До новых рассказов!

Практически во всех путеводителях и в большинстве отчетов в интернете Ниньбинь представлен национальным парком и сводом пещер Там Кок , который часто и называют «Халонг на суше».

Что это такое? Это место, в котором горная река проложила себе путь через величественные скалы (как на Халонге) и создала сквозные пещеры, которые можно осмотреть изнутри на весельной лодке. Впечатляет? Очень! Пока мы не узнали, что в паре километрах от этого супертуристического места есть аналогичный маршрут с 7 пещерами большей площадью и намного меньшим количеством иностранных туристов.

Как добраться, если я уже в городе?

В любом отеле города Вам объяснят как проехать до Транг Ана и сдадут напрокат мотобайк или велосипед. Цены как везде во Вьетнаме 1-3 доллара за велосипед, 4-7 за мотобайк.

Нам одновременно не повезло и повезло с погодой - шел мелкий дождь, возможно поэтому за всю трёхчасовую прогулку мы встретили 2 или 3 компании иностранных туристов. Зато среди Вьетнамцев Транг Ан пользуется огромной популярностью.

Как это работает?

Лодочная станция, от которой стартует путешествия по реке, поражает своим расположением среди скал, а также отличной организованностью работы. В лодках Вас дожидается несколько десятков гребцов, процесс погрузки занимает считанные секунды.

Почти все из них женщины неимоверной силы, играючи катающие 6 взрослых людей с помощью обычных весел, которыми они с легкостью управляют руками и (что более впечатляет) ногами.

Сама прогулка занимает примерно три часа - вы неспеша проплываете сквозь пещеры: от совсем маленьких, до протяженностью в несколько километров. В некоторых из них настолько узко и кажется, что столкновение со скалами неизбежно или вот-вот потолок будет задет головой, но женщины неимоверно ловко орудуют веслами и совершенно невообразимо маневрируют в пространстве, успевая еще покрикивать и предупреждать, когда нужно пригнуть головы, а иногда и вовсе лечь в лодку.

Во время прогулки лодки делают три остановки на островках, где можно размять ноги, посмотреть на маленькие храмы или сходить в туалет. Наша женщина обедала и явно обсуждала нас - мы были единственными иностранцами в первые два часа.

Вот она, кстати:

На каждой лодке есть дополнительные весла, скорее для развлечения, чем для реальной помощи женщинам.

В конце маршрута начинаются гонки с соседями - кто быстрее доплывет до берега. Вот здесь в дело идут все весла, азартные вьетнамцы кричат и начинают грести чуть ли не руками.

Итого

К сожалению, был дождливый день, поэтому дорогу до Транг Ана и некоторые виды не удалось сфотографировать. Но место действительно поражает своей красотой, даже после Халонга. А его доступность и возможность быть максимально близко к природе - трогать воду, скалы, бояться сводов пещер - делает его даже более интересным, чем бухта. Особенно в совокупности со следующей целью нашего путешествия, которая располагается почти здесь же и впечатляет еще сильнее. Но о ней в следующей записи.