Овальная площадь капитолия в риме. Римский Капитолий для туриста — от хижины Ромула и Рема до творений Микеланджело. Достопримечательности на Капитолийской площади

Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм - Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы.

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D"Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа - Cordonata - построена самим Микеланджело, а та, что слева - Scalinata dell"Ara Coeli - не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле - в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула - кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия - исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell"Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli). Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме. А еще, на территории этого храма держали гусей - их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать - от него осталась лишь часть фундамента. Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело. Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой - той, что сделал Микеланджело. Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело. Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания - Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей. Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей. В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он. Хотя по идее не должен был этого делать - Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви. Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне - это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади - не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась. Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее. Аналогичная история у другого памятника - статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее - современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) - городского архива, построенного в I веке до н.э. Осталось от него немного - часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено. Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем - Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма - это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней - любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев. Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный. Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.


Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего - он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D"Aracoeli).

Neiljs / flickr.com Капитолийский холм (stevekc / flickr.com) Justin Ennis / flickr.com Площадь, Капитолийский холм (4con / flickr.com) stevekc / flickr.com Bonnie Ann Cain-Wood / flickr.com neiljs / flickr.com Bonnie Ann Cain-Wood / flickr.com Sharon M Leon / flickr.com

Рим – вечный город, расположившийся на семи холмах. Самый значимый и самый известный – Капитолийский холм – с него когда-то началась история Рима.

Как бы это парадоксально не звучало, но главный холм города оказался самым маленьким среди своих собратьев, однако его центральное расположение определило ему роль главной площади Рима. Именно здесь были выстроены самые знаковые культовые постройки Римской республики – храм Юпитера Капитолийского и храм Юноны Монеты.

Храм бога Юпитера, или как его еще называли Капитолийский храм, был выстроен в честь божественной триады: Юпитера, Юноны и Минервы – и выполнял роль центра политической и религиозной жизни Рима.

Капитолийский холм (stevekc / flickr.com)

Приблизительная дата постройки – 509 г. до н. э., времена правления Луция Тарквиния Прииска. По предположениям археологов, храм являл собой строение квадратной формы и был богато оформлен: по преданию, даже кровля сооружения была выполнена из позолоченной бронзы.

Строение располагалось на самой верхней точке Капитолийского холма и имело высокий фундамент в основании, отчего впечатление его масштабности усиливалось. Храм неоднократно подвергался пожарам, но каждый раз, словно птица Феникс, восставал из пепла. В 445 г. во время захвата Рима вандалами, памятник древнеримской архитектуры был разграблен и разрушен.

Другое культовое сооружение Капитолийского холма времен античности – храм Юноны Монеты – был выстроен в 450 г. По легенде богиня Юнона и ее гуси спасли жителей Рима во время нападения галлов, отсюда и пошло ее второе имя – Монета (с лат. «moneo» – предостерегать). А вскоре ее имя стало нарицательным. Возле храма Юноны Монеты когда-то находился монетный двор, именно отсюда впервые в оборот пошла денежная единица — монета. Со временем храм Юноны также пришел в упадок.

Ансамбль Капитолия: Средние века

В Средние века, Капитолийский холм являлся центром гражданского правительства, но при этом находился в плачевном состоянии. Дабы спасти «лицо» Рима, папа Павел III Франчезе обратился к Микеланджело с просьбой облагородить архитектурный ландшафт площади.

Лестница Кордоната (Justin Ennis / flickr.com)

Гениальный творец сумел придать площади Капитолия гармоничный вид. Мастер удивительно точно чувствовал пространство и композицию, в результате он смог визуально увеличить небольшое пространство Капитолийской площади. Так появилась лестница Кордоната, идущая от подножия холма к храму Санта-Мария-ин-Арачели. Также Микеланджело стал автором дворцов Палаццо-деи-Консерватори и Палаццо Нуово. Рука мастера причастна и к созданию Дворца сенаторов.

Главные достопримечательности

  • Лестница Кордоната, украшенная подлинными древнеегипетскими львами и классическими статуями Кастор и Поллукс.
  • Палаццо Нуово, выстроенный в 1654 г., в качестве сокровищницы произведений искусства. С 1734 г. двери Палаццо Нуово стали открыты для всех желающих. Таким образом, дворец можно назвать самым первым общественным музеем.
  • Палаццо Сенатори – где заседал римский средневековый муниципалитет.
  • Палаццо Консерватори – главная резиденция городского правительства. Ныне, наряду с двумя вышеозначенными дворцами входит в музейный комплекс Капитолия.
  • Базилика Санта-Мария-ин-Арачели – одно из раннехристианских культовых сооружений.

Капитолийский холм: центр туризма

Капитолийский холм – отправная точка изучения Рима. Любой туристический маршрут пролегает через главную возвышенность города, где переплелись языческая и христианская культуры, где встретились Античность и Средневековье, где идеалы Римской республики сменились догмами Церкви.

Bonnie Ann Cain-Wood / flickr.com

Капитолий в Риме завораживает не только своей историей, но и видами. Он как бы является своеобразной «смотровой площадкой», откуда открывается самый лучший обзор на легендарные руины Римских Форумов. Сегодня они входят в музейную зону Капитолия. Также музейный комплекс Капитолия вобрал коллекцию известных работ выдающихся мастеров эпохи Возрождения и Просвещения.

На Капитолийском холме собрано множество скульптурных композиций времен Античности. Именно здесь находится главный символ Рима – статуя волчицы, вскормившей легендарных братьев Рема и Ромула.

Верующие разных стран стремятся посетить христианские святыни Капитолийского холма, главной из которых является Собор Санта-Мария-ин-Арачели. Особо рьяные ревнители веры стремятся преодолеть своеобразное испытание – проделать весь путь в 134 ступени на коленях.

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino - капитолийская гора. Это самый пологий из , на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

В на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива - Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, и Минервы . Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие - перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.


Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)


Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)


Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо .

Отдельный зал посвящен знаменитой , ставшей символом Рима.

В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет - коллекции монет и ювелирных украшений.

Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)


Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

  • Время работы : со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
  • Цена билета : комплексный билет - 15 евро, льготный - 13 евро.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

  • Время работы : ежедневно с 9:00 до 17:30.
  • Цена билета : бесплатно.

Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина . Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро . Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».


По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.

Как добраться?

  • Адрес : Piazza del Campidoglio
  • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от , недалеко от (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
  • Добраться на : линия В, станция Colosseo.
  • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
  • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).


  • Пешим туристам : подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. Главная лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов - надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
  • Официальный сайт : www.comune.roma.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ